Даже бабушки в автобусах уже не ругают молодежь вслух, а дискутируют о вечном в вотсапе своего смартфона - я сама видела. А уж терминалом и банкоматом никого не удивишь. Высокие технологии прочно вошли нашу ежедневную жизнь. Да и невысокие - тоже. Не войдешь в дом без магнитного ключа, а в офис - без электронного пропуска. Такое время, такие требования к безопасности жизни. Но если коснуться этих благ цифровой цивилизации, то окажется, что не все так однозначно.
В нескольких школах Благовещенска еще весной появились турникеты, пропускающие к граниту науки только по персональной электронной карте-ключу. Еще можно охраннику на входе дневник ученика показать - тогда суровый страж пропустит забывашку «в ручном режиме». В администрации школы № 16 осенью, с началом нового учебного года, пошли дальше - там на входе установлена система пропуска по отпечатку пальца.
- Нам забавно, - говорят ученики-старшеклассники. - Мы впятером за раз можем пройти.
Старшеклассники охотно демонстрируют эту школьную шалость: один прикладывает палец к датчику турникета - еще четверо успевают проскочить через открывшийся вход, пока система среагирует. Рослый мальчик просто перешагивают через турникет, ведь ограждение невысокое - расположено на уровне метра от пола.
По словам родителей, младшеклассники пока к системе не приспособились - путают, какой палец на какой руке нужно приложить, чтобы пройти. Также возникают пробки на входе-выходе по утрам: необходимо отключить магнитной картой сразу три турникета, а охранник всего один. Потому без помощи дежурных учителей не обойтись. В целом, техника для безопасности воспринимается как школярами больше как забава, а взрослые ее постепенно осваивают.
В АмГУ электронное расписание в прошлом году было поводом для шуток КВН. Терминалы в фойе выдавали не всегда верное расписание, признаются студентки второго курса Полина и Галина.
- Но сейчас его доработали, - убеждают меня девушки. - Только хорошо бы, чтоб стойки были не на первом этаже, возле бумажного расписания, а на других этажах. Тут и так толпа первокурсников собирается - не подойдешь ни к стенду, ни к терминалу.
Девушки показали, как пользоваться сенсорным экраном в желтой рамке (такой же желтой, как и бумажное расписание на стене). Можно еще и мобильную версию расписания скачать на свой телефон, но для этого необходимо сначала скачать спецпрограмму, а интернет ловится в центральном корпусе только в определенных местах. Девушки решили не заморачиваться этим, ведь можно спокойно посмотреть, когда какие пары, еще и на сайте университета:
- Вообще, конечно, мы за технический прогресс. Но и бумажная версия всегда должна быть, - говорят студенты АмГУ.
Уже несколько лет стоит информационный киоск портала госуслуг и областного правительства в многофункциональном центре (МФЦ) в Благовещенске. Там вам в системе «Консультант» можно и справку получить, и к врачу записаться на прием, и узнать, какие необходимы документы для получения каких-либо пособий, - да и много чего еще. Но стоит терминал одиноко и на мое приближение к нему посетители смотрели удивленно и настороженно.
Поделюсь впечатлениями: надо бы аппарат передвинуть - свет из окон высветляет экран так, что следовать появляющимся там инструкциям сложно. Но система в целом работает. Зато напротив стоит знакомый всем зеленый банковский терминал для оплаты госпошлины. Он обклеен маленьким бумажками-памятками, куда за что платить и какие реквизиты набирать, а на самом экране - белый лист с надписью купными буквами: «Не работает!» Ирония судьбы формата А4, хотя и понятно, что терминал обязательно починят.
- Если честно, к информационному киоску люди подходят очень редко, - говорит мне менеджер зала Ксения. - Иногда бабульки пользуются записью к врачу, и это все в основном. Дело, наверное, в популяризации услуги. Нужно больше рассказывать о возможностях терминала населению. Пока же люди предпочитают живое общение и бумажные образцы электронным запросам.
Зато в третьем офисе МФЦ есть компьютер, настроенный на получение информации по программе «Дальневосточный гектар», и к нему даже очередь выстраивается - ради хорошего участка освоишь не только интернет.
Яна Грицан, оператор в зале одного из банков:
- Еще три года назад мы нанимали дополнительно людей, чтобы они объясняли, как и куда взять талон в электронную очередь к оператору. Сейчас это самое скучное место работы - дежурить у стойки. Клиенты отказываются от помощи, говорят: «Спасибо, я сам!». Так же и с терминалами по оплате квитанций за ЖКУ и другие услуги. Трудности и вопросы несколько дней бывают лишь тогда, когда меняется программное обеспечение.
Илья Уточкин, учитель химии школы № 26:
- Чтобы инновация заработала в полную силу, нужно, чтобы к ней люди привыкли. Вот у нас в школе стоит аппарат, через который мы за обеды в столовой рассчитываемся без денег, как по банковским картам. Разработка наших амурских студентов из БГПУ, между прочим. Я пользуюсь, все пользуются теперь - привыкли. Удобно, нравится. И деньги в школу детям носить не надо. А поначалу тоже не все взрослые воспринимали новинку. Не все сразу понятно, но к хорошему быстро привыкаешь.
С 2011 года в Приамурье существует программа профилактики терроризма и экстремизма. Одна из ее задач - создание и развитие аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» и осуществление мер организационного и технического характера, направленных на повышение уровня антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств. Оборудование турникетами и видеонаблюдением школ - часть этой программы.
В 2016 году на нее должно быть выделено 7370,08 тыс. рублей, из средств областного бюджета - 1439,98 тыс. рублей, из средств местных бюджетов - 5930,1 тыс. рублей.
Оснащение справочными терминалами и информационными киосками многофункциональных центров и административных зданий Амурской области началось еще в 2012 году.
Фото: ИД «Дважды два»
Источник новости: http://2x2.su/society/news/v-shkolu-po-otpechatkam-palcev-ili-kak-zhurnalist--107958.html
На фронт отправят 333 пряника