Пятница, 03 Мая 2024
 
Архив новостей
2024
Май  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Счётчики
Яндекс.Метрика
Партнёры
  • Строитель БАМа: «Меня подбил ехать друг»
    20.11.2016 08:08 1727
    Общество сегодня в 08:08
     

    Сергей Мухопад рассказал, с чего начинался крупномасштабный проект, кто принимал в нем участие и на какие привилегии могли рассчитывать люди, благодаря которым появилась магистраль

    В этом году исполнилось ровно 40 лет, как была учреждена медаль «За строительство БАМа». Что это была за награда и каждый ли бамовец мог её получить?

    - Эти медали давали и тем, кто отличился в труде на магистрали, и тем, кто успел отработать три года - кому по случаю, а кому по разнарядке, - поясняет амурчанин Сергей Мухопад, строитель БАМа, обладатель медали. -  Никаких преимуществ награда не давала. Только после выхода на пенсию пригодилась - благодаря ей оформил звание «Ветеран труда».

    Зачем ехали?

    Досье
    Сергей Георгиевич Мухопад. Родился в 1955 годуна Украине. В 1975-м получил диплом техника-строителя. Был направлен на строительство БАМа в управление «Бамстройпуть» в СМП-544. Сейчас работает в связи - ведущим инженером по обеспечению жизнедеятельности зданий и сооружений Тындинского и Сковородинского районов.

    Масштаб и перспективы строительства трассы, связавшей Тайшет и Советскую Гавань, привлекли в Сибирь и на Дальний Восток сотни тысяч молодых людей из бывших союзных республик. Одни ехали «за запахом тайги», другие - за привилегиями, третьи - за компанию. Сергей тоже приехал на грандиозную стройку не столько по зову души, сколько благодаря подстрекательству близкого друга.

    В то время от выпускников техникумов и вузов при распределении принимали пожелания насчёт будущего места работы. 19-летний Сергей Мухопад попросился на БАМ. А написать заявление его вместе с соседом по комнате в общежитии Владимиром Покровенко подбил близкий друг Владимир Бабак. Отчасти и пропаганда через СМИ подействовала. К тому же на стройке хорошо платили, а ещё везли туда импортную одежду, обувь, бытовую технику, дефицитные продукты и другие «предметы роскоши». Отработал без отпуска два с половиной года - получи машину по спецталону.

    В путь троица друзей отправилась весной 1975 года. Вместе с ними Конотопский (на Украине) стройтехникум транспортного строительства делегировал ещё 40 человек. Кстати, это был первый и единственный выпуск, отправленный на БАМ… Прибыли на станцию Сковородино днём, а забрали ребят и привезли в Тынду только ночью.

    - Нас встречал секретарь комсомольской организации «Строительно-монтажного поезда (СМП) № 544 чеченец Ахит Гишлакаев, - рассказывает бамовец. - Сразу поселили в красном уголке в конторе. А вот я чем-то приглянулся комсомольскому лидеру, поэтому мне он разрешил переночевать в общежитии.

    А потом потянулись трудовые будни, разлучившие дружную троицу. Сергей остался в СМП № 544, остальных отправили по Тындинскому району: Бабака - в Могот, а Покровенко - в Хорогочи. Задачи у всех свои: кто строил ж.-д. пути, кто отвечал за коммуникации, кто - за бытовую инфраструктуру.

    Позже друзей разбросало ещё дальше. Мухопад так и остался амурчанином, Владимир Бабак в 1992 году уехал в США, на Украину отбыл Владимир Покровенко. Впрочем, дружеские связи не потерялись…

    - Первые построенные мной объекты - щитовые дома для рабочих и складов, - вспоминает Сергей. - В некоторых люди живут до сих пор. Правда, сейчас активно расселяют посёлок Союзный. Потом я строил базу УРСа (оптово-розничные склады), с первой сваи возводил локомотивное депо в Тынде. Отметился и на стыковке веток Куанда - Чара в сентябре 1984 года - на укладке «золотого звена».

    На рельсах

    Фото: photochronograph.ru

    Кстати, за отличие на строительстве депо Сергей Мухопад и получил медаль «За строительство БАМа». Есть у него и другие награды: нагрудный знак «Победитель 11-й пятилетки», орден Почёта, медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

    В общем, поработал Сергей Георгиевич: начав трудовую карьеру простым плотником, он покинул предприятие в должности главного инженера. Подняться по служебной лестнице из низов в те годы было проще, чем сейчас. Главное - работай с полной отдачей, а там тебя продвинут.

    Палаточного лагеря, в котором жили первые строители, Сергей уже не застал. Пожил полгода в одном из засыпных щитовых домов, потом в общежитии поселился.

    На БАМе он встретил свою будущую жену. А также познакомился с будущим губернатором Амурской области Юрием Ляшко.

    - Мировой мужик, главным инженером у нас работал, - вспоминает бамовец. - Он нас с супругой на нашей свадьбе на своих «Жигулях» катал. Потом мы с ним дружили, переписывались, созванивались.

    К слову, очень многие сослуживцы на магистрали становились друзьями не разлей вода, невзирая на различия в национальностях и должностях.

    Так что прикипел Сергей к тындинской земле и никогда об этом не пожалел. Здесь дышится свободно. По крайней мере, уезжать на родину - на Украину, равно как и к родне жены в Иркутскую область, он не собирался. Хотя родственников навещают почти ежегодно.

    Почтовая марка

    Фото: depositphotos.com

    Что утрачено?

    БАМ ввели в постоянную эксплуатацию в 1989 году, но дело до конца так и не довели. Освоение составило 52%. Рельсы проложили, а производственные здания, жильё, коммуникации не достроили. Старожилы говорят, что СССР не хватило пяти лет,чтобы закончить стройку века.

    Обидно бамовцам сегодня смотреть, как глохнет результат стольких трудов. Не верят они и в возвращение времён масштабных строек.

    - Да, глобальные проекты есть, но утрачен дух единения, веры в важность дела, - говорит Сергей Георгиевич. - За что ни возьмутся, везде процветает воровство: крадут у государства, друг у друга. Сейчас жизнь другая, и финансирование другое - всё в частных руках. В наше время была межнациональная дружба, а сегодня люди разучились дружить, поддерживать друг друга, работать сообща - только деньги на уме. Недавно ко мне в гости приезжал бывший сослуживец чеченец Усам Нанаев, он уже почти 20 лет живёт в Подольске. За всё это время не может найти себе ни друга, ни товарища…

    А ещё обидно, что, отмечая очередную годовщину БАМа, в Приамурье про строителей магистрали вспоминают всё реже. А ведь не было бы бамовцев - и магистрали не было бы.

    Сколько и кому вручили?

    - Более 170 тысяч человек награждены медалью «За строительство БАМа».

    - 10 тысяч человек награждены ко дню пуска по БАМу первых поездов.

    - 80 - 100$ стоит медаль у коллекционеров.

    - Первыми награждёнными были военнослужащие: прапорщики, сержанты, рядовые.

     

    Источник новости: http://2x2.su/society/news/kak-stroili-bam-107427.html

Популярная новость
Сладкий «залп» подготовили для амурских бойцов юные благовещенцы
30.04.2024 17:10 263

На фронт отправят 333 пряника

подробней »

Скрипт выполнялся 0.1396 сек.