На прошлой неделе в областном правительстве рассмотрели проект закона о бюджете на предстоящие годы. При разработке документа власти акцентировали внимание на вопросах погашения государственного долга и поддержке социальной сферы. О том, реально ли воплотить в жизнь задуманные на бумаге цифры и одновременно поддержать ведущие направления сектора экономики, «Амурская служба новостей» спросила аналитиков Приамурья.
Доктор экономических наук, эксперт Общественной палаты Амурской области Сергей Мясоедов на сегодняшний день придерживается пессимистичного сценария. По его мнению, пока потенциальные затраты области значительно превышают ее заработок. И ситуация может остаться на прежнем уровне, если авторы проекта не пересмотрят свои расчеты.
— Заксобранию области предлагается узаконить очень интересную тенденцию, связанную с заменой госдолга на долг перед кредитными организациями. В 2018 году правительство планирует взять в банках 8,15 миллиарда рублей и отдать 5,8 миллиарда рублей, в 2019 — получить в кредит 8,05 миллиарда с вычетом 4,14 миллиарда. В то же время кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ планируется только возвращать: в 2018 году — 6,5 миллиардов рублей, в 2019 году — 6,19 миллиардов, — приводит цифры Мясоедов.
Подобный способ снизить величину госдолга, по мнению аналитика, крайне не окупаем, поскольку цена бюджетного кредита минимальна (от 0,1 % годовых), а ставка по кредитам кредитных организаций в разы выше (от 10 % годовых). Все это увеличивает затраты Приамурья по обслуживанию долга области в 100 раз.
Прогрессивность бюджета на 2017-2019 годы ставят под сомнение и обозначенные цифры в финансировании по государственным программам.
— В рамках государственной программы «Модернизация жилищно-коммунального комплекса, энергосбережения и повышение энергетической эффективности в Амурской области на 2014-2020 годы» на 2017 год планируется объем финансирования в размере 1 243 193,6 рублей. При этом 91,68 % от этой суммы направлены на государственную поддержку индивидуальных предпринимателей, оказывающих населению услуги ЖКХ. Другими словами, финансирование предназначается не на стимулирование сокращения энергопотерь и внедрения ресурсоснабжающими организациями тепло-, водо— и энергосберегающих технологий вместо изношенного оборудования, а просто на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, — поясняет Сергей Мясоедов.— Еще очень интересная и значимая государственная программа для прогрессивно мыслящих региональных властей — «Экономическое развитие и инновационная экономика Амурской области на 2014-2020 годы». Объем ее финансирования от бюджета области на 2017 год составляет 196,1 миллиона рублей, или 0,006 %. При этом 76 миллионов рублей, или 38,7 % от объема программы направляются на «Содержание органов исполнительной власти».
Вызывает вопросы у экономиста и планируемый объем финансирования по госпрограммам, связанным с развитием сельского хозяйства Амурской области на 2014-2020 годы. На 2017 год на ее финансирование планируется направить 424,5 миллиона рублей, в том числе 24,5 миллиона рублей — на господдержку малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве.
— Область является лидером в аграрном секторе на Дальнем Востоке. При этом в регионе до сих пор не построены крупные перерабатывающие организации по продукции растениеводства. Кроме того, существенная часть прибавочного продукта «уходит» из Приамурья другим перерабатывающим организациям третьих регионов (Иркутскому масложиркомбинату и другим), — отметил Мясоедов.
Как отмечает заместитель председателя по научной работе Амурского научного центра ДВО РАН Андрей Конюшок, по информации федерального правительства, объем бюджетных кредитов со ставкой 0,1% годовых в 2017-19 годах значительно сократится. Дотации будут предоставлены в пределах 20 % от объема бюджета региона за 2015 год и то только после того, как регион составит план по оздоровлению экономики.
— Пока трехлетний проект бюджета представляет собой больше цифры на бумаге, нежели план к действию. План на 2017 год выстроен на основе плана на 2016 год, а не от ожидаемого факта за этот год. Конечно, такой «консервативный» подход стабильно гарантирует появление «незапланированных» доходов, которые можно будет в экстренном режиме направить на решение острых проблем или увеличить за их счет расходы по одной из целевых программ, — отмечает Конюшок.
Аналитик считает, что ситуация с бюджетом в Амурской области в целом не самая худшая и поводов для паники нет. В рейтинге регионов Приамурье находится в «золотой» середине, поэтому сомневаться в том, что бюджет области по доходам в 2017 году может быть не исполнен, оснований нет.
— Объем выделяемого бюджетного кредита Амурской области на замещение кредитного долга региона, конечно, очень мал. Но если позаботиться о развитии экономики, то эти доходы можно прирастить и, тем самым, быстрее вернуть бюджетные долги банкам, — отмечает Конюшок.
По мнению аналитика, доход в регион можно привлечь за счет инвесторов и создания рабочих мест с высокой зарплатой. А поскольку большая часть амурчан занята в малом бизнесе, нужно помогать предпринимателям, стимулировать их повышать вознаграждение за труд своим работникам.
Привлечь доходы в областной бюджет могут помочь и внутренние ресурсы — добыча полезных ископаемых, транспортные услуги региона, производство и продажа на экспорт электроэнергии, производство и экспорт сои.
— Но у депутатов тоже должны быть четкие бюджетные принципы тратить средства только с учетом первоочередных потребностей. Тем более что, судя по информации из нашего «белого дома», существенные плановые доходы в бюджете области появятся только с 2020 года, — отмечает аналитик.— За основу можно взять также наше географическое положение — направлять поступающие доходы весной на сельское хозяйство, летом — на дороги, а осенью — на ЖКХ. Тогда не придется коров завозить в регион в январе, дороги асфальтировать в снег, а теплотрассы ремонтировать в мороз.
Источник новости: http://asn24.ru/news/economic/31133/