Суббота, 20 Апреля 2024
 
Архив новостей
2024
Апрель  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Счётчики
Яндекс.Метрика
Партнёры
  • Музыкант Павел Куропов: «В семь лет сказал маме: «Я скрипач теперь»
    13.12.2022 12:24 630

    13 декабря во всем мире отмечается День скрипки. Этот инструмент завораживает своим звучанием уже не одно столетие и не перестает быть актуальным и ярким акцентом классических концертных программ и даже ярких современных аранжировок трендовых произведений в мире музыки. О тонкостях игры на скрипке мы поговорили с благовещенским виртуозом, частым гостем культурных событий областной столицы и украшением частных праздников амурчан скрипачом Павлом Куроповым.

    — Павел, а Вы помните свое первое знакомство со скрипкой? Инициатива приобщить Вас к музыке принадлежала, как это часто бывает, родителям?

    — Нет, все было очень неожиданно. Первая моя встреча со скрипкой была в частной общеобразовательной школе. Туда с концертом приехала девушка-скрипачка, моя будущая преподавательница, как оказалось позже. Я, похоже, был единственный из всех детей, кто слушал завороженно. Для меня это был какой-то космос, что-то нереальное. Казалось, скрипку вживую можно услышать не у нас, а где-то очень далеко. После концерта под впечатлением и с отличным настроением я иду на уроки и тут дверь в класс открывается, заходит она и приглашает всех желающих заниматься скрипкой. Я громче всех тогда заявил о своем намерении начать учиться игре на инструменте и даже засыпал ее вопросами: «А точно любой может играть на скрипке? И даже я?». «Да, конечно», – ответила девушка. Так началась моя история. Помню, пришел в тот день домой и сказал маме: «Я скрипач теперь».

    — Вы сразу отправились в музыкальную школу? Мама поддержала начинания, надеюсь.

    — Мама поддержала, родители подарили скрипку. Но первые шаги я сделал в школьном кружке, занимались минут по 20, учили самые простые мелодии. Для меня это больше была такая забава. А через год моя преподавательница, Полина Анатольевна Шарина, уже предложила поступить в Центральную школу искусств. Пошел уже в 8 лет, поздновато, конечно, обычно дети начинают учиться в пять–семь.

    — И как школьная программа, не разочаровала юного скрипача?

    — Конечно, в музыкальной школе началось более серьезное углубленное обучение профессиональное. И я понял, куда я влип, понял, что это ни разу не развлечение. Музыкальный инструмент, причем любой, это большой труд, который требует много сил и времени. Я сейчас думаю, что в школе играл не сильно хорошо, мало времени уделял домашним занятиям. Если готовился хотя бы час, то для меня это уже большое было достижение. Но несмотря на это, все само собой получалось, оценки правда были соответствующие, четверки, порой с натяжечкой.

    Ничего себе, такой виртуозный скрипач и такие отметки. Неужели всю музыкалку прохалявили?

    — Нет, единственный год, когда я очень активно и плотно занимался скрипкой, это был последний выпускной класс в музыкальной школе. Я тогда понял, что хочу сдать экзамены на все пятерки и просто стал каждый день заниматься. Было очень сложно, но меня мотивировало то, что я слышал, как у меня улучшается звук, как получаются сложные пассажи, как попадаю в ноты. Вдохновлял результат. Так что последний год в школе искусств был большим прорывом для меня лично. Пятерки на экзаменах я получил.

    — Наверное, тогда так вдохновились, что больше со скрипкой не расставались?

    — Нет, после этого ада года подготовки я забросил занятия и сказал маме: «Все, я больше никогда в руки скрипку не возьму!». Скрипка полетела куда-то на антресоль и пылилась там год. За это время я спокойно закончил 11 класс общеобразовательной школы и по маминому совету поступил на энергофак в АмГУ.

    И как профессионального электрика потянуло на подмостки? Когда в жизнь вернулся смычок?

    — Энергетиком я так и не стал. Меня хватило ровно на неделю, чтобы понять, что это не мое. Тут снова помогла определиться мама. Напомнила мне про скрипку. И я всерьез задумался, что может, действительно, стоит поступить в музыкальное училище. И вот я уже стою и после года перерыва вспоминаю технику, пальцы не слушаются. Кое-как подготовил тогда вступительную программу, сделал это вновь с помощью своего педагога Полины Анатольевны. Поступил-таки в училище, сдав вступительные на тройки, но быстро втянулся, и музыка взяла верх. Это, наверное, судьба – скрипка.

    По прошествии времени, так сказать, оглядываясь назад, как думаете, чего не хватало в школе, чтобы сразу завлечь, удержать?

    — Импровизации, наверное. Мало ее дают в скрипке. Духовикам повезло больше, они играют джаз, а это не что иное, как импровизация. Я, кстати, в музыкалке записался и занимался еще и на курсе общего фортепьяно, вот где отрывался. Преподаватель фортепьяно Ирина Вячеславовна Квасневская сыграла огромную роль в моем музыкальном развитии, она преподавала не просто игру на инструменте, а старалась научить импровизации, мы вместе разбирали и подбирали мелодии. Мне тогда мама покупала сборники популярных песен, я их приносил на уроки, где мы разбирали, как звучит современный аккомпанемент, какие виды аккомпанемента бывают, как можно сыграть мелодии в разных стилях, в ритме вальса, марша, с разным видом аккомпанемента. Это было очень интересно.

    — В училище импровизации хватало?

    — В училище посчастливилось заниматься сразу у двух преподавателей: сначала у Ольги Владимировны Новосёловой, позже у Анны Юрьевны Быковой. Каждый преподаватель по-своему излагает материал, дает ценные советы, что-то особенное подмечает. Мои мне дали разнообразный опыт концертной игры в ансамбле, например, в камерном оркестре. То есть развивался я тогда и сольно, и в коллективе. Играть в оркестре очень интересно, нужно уметь взаимодействовать, слышать друг друга, раскладывать музыку на партии. Там же в училище у Анатолия Степановича Кочерга занимался на факультативе дирижирования, тоже очень интересный опыт. В свое время он руководил оркестром в драмтеатре, и это позволило мне принять участие в музыкальном спектакле в составе квартета – скрипка, контрабас, аккордеон и саксофон. Но все это не про импровизацию. Ее я осваивал самостоятельно. В 18 лет я стал работать в одном из городских кафе, я там играл сначала три мелодии и выполнял функционал диджея. Постепенно я наращивал репертуар, из трех мелодий становилось 10, 20 композиций в программе. Дорвался тогда до свободы. Понял, что преподавателей вокруг нет, никто не контролирует, можно играть как угодно: пробовать разные стили вибрации на скрипке, по-разному двигать смычком. В игре на скрипке есть основы, есть разные штрихи, так называются движения смычком. Условно, их не очень много, все строго, по музыкальным правилам. Но красок-то намного больше. Штрихи можно сравнить с красками, они меняют характер звучания. Я тогда понял, что совсем не нужно ограничиваться маленькой палитрой, что можно играть абсолютно любым способом, главное, добиться нужного тебе звучания. Кажется, именно в тот момент понял, что скрипка стала частью меня, я стал ее управлять, она как будто бы мне поддалась, а раньше она была для меня чужеродной. Открыл для себя секрет скрипки, стал много импровизировать.

    — В музыкальном училище сразу заметили перемены? Хвалили за виртуозность?

    —Наоборот, за это постоянно влетало на уроках. Когда моя свободная игра переносилась на разбираемое на занятии произведение Баха, Анна Юрьевна строго резюмировала: «Пошло и кабак!»

    — Обижались? Были не согласны?

    — Да нет. Для классики эта игра и правда недопустима. Она не позволит передать замысел произведения. Впоследствии я очень тщательно поработал над своим звучанием, где-то убрал лишнюю фривольность, которая хороша для шансона, где-то добавил экспрессии, каждому произведению свое звучание. Теперь могу сыграть почти все, от классики до современных популярных мелодий.

    — А что для Вас скрипка сегодня: хобби, работа, образ жизни?

    — Сложно сказать. Наверное, хобби, которое приносит основной доход. В дневное время я видеомонтажер в одной из телекомпаний города. И тут мое музыкальное образование очень помогает: я знаю, какую мелодию наложить, как подобрать музыку под настроение кадра, задать движение, динамику, сделать нарезки. Мне это очень нравится и считаю, что делаю свою работу профессионально. А на скрипке я играю уже в ивент-сфере: меня можно заказать на концерт, на поздравление с днем рождения, на сопровождение свадебной церемонии.

    фото: из личного архива Павла Куропова

    — Дошли до самого пикантного вопроса. Хорошо ли кормит скрипка?

    — Не жалуюсь. Конечно, по-разному бывает. Помню, когда начался локдаун, я как-то за месяц и семь тысяч заработал. Но сейчас все работает, заказов хватает в любое время года. Летом это в основном свадебная история.

    andnbsp;— А в ресторанах сольно играете или бывают коллаборации?

    — И в ресторанах, и на частных мероприятиях бывает по-разному. Коллаборации очень люблю. Играли и трио (контрабас, гитара, скрипка), и дуэтом с гитарой или саксофоном и даже выступаю в паре с танцорами. Все зависит от поставленной заказчиком задачи.

    — А что чаще всего просят исполнить? Классику или современные мелодии?

    — Кстати, о классике. Ее как раз просят, но понимают под ней не Баха, а композиции Стинга и другие популярные в недавнем прошлом лиричные мелодии. Часто хотят и современные песни. Стараюсь идти в ногу со временем и радовать своих заказчиков.

    А в этой сфере были у Вас забавные случаи или, напротив, трогательные?

    — Конечно, бесконечное число. Случается, меня зовут в качестве извинения. Например, поругался парень с девушкой, накосячил и решил таким жестом выпросить прощение. Часто срабатывает. Но однажды, мы тогда работали в паре с гитаристом, девушка была настроена решительно и прощать не собиралась. Было неловко, пришлось быстро завершить выступление и ретироваться. Многие зовут на предложение руки и сердца. Кстати, тут отказов не было, пользуйтесь рецептом. Очень приятно ощущать себя частью события. Парень волнуется, все очень трогательно, часто у участников проступают слезы. А еще вспоминается один случай со мной лично. Мне на День рождения друзья решили подарить … скрипача. Скрипачу – скрипача в дуэте с гитаристом! Я тогда сразу и не понял, что произошло, так неожиданно было. Я почувствовал в тот момент себя в шкуре того, кому дарят меня как сюрприз, понял, почему люди плачут. Ведь дело не в самой скрипке, не в красоте и романтичности ее звучания, а в проявленном внимании. Друзья обо мне подумали, вспомнили, что из музыки я люблю, собрались, нашли скрипача и подарили этот сюрприз, личный, персональный. Это дорогого стоит.

    — А в Благовещенске Вам не тесно для дальнейшего развития? Не хотите поехать куда-то покорять новые города?

    — Можно развиваться, где угодно. Делать это лучше в музыкальном сообществе, общаться с новыми музыкантами, организовывать совместные выступления. В крупных городах с этим намного проще, там активнее бьет музыкальная жизнь, хотя у нас ребята очень стараются, чтобы город в плане музыки развивался. Мне кажется, в последнее время у нас появляются и площадки для выступлений, и талантливые ребята, которые делают интересные вещи. Сам бы я хотел ездить с гастролями по России, но в сфере ивента. Кстати, в декабре 2019 года у меня такая поездка творческая была в Японию. Это были гастроли капеллы «Возрождение» Елены Беляевой из Амурской областной филармонии. Они взяли меня, но капелла играла на официальном мероприятии, а я после на фуршете в русском посольстве в Токио.

    фото: из личного архива Павла Куропова

    — Звучит очень впечатляюще. А как Вы развиваетесь в музыке сегодня? Есть новые проекты?

    — Совсем недавно начал играть с благовещенской рок-группой «Сон Менделеева», для меня это новая сфера. Это ведь тоже поле для развития and#8212; искать новое звучание, пробовать как вообще скрипку вплести в рок-группу. Это интересно. Это живые эмоции, живое взаимодействие с музыкантами. И тут я отрываюсь.

    фото: из личного архива Павла Куропова

    — А есть то, о чем мечтается?

    — Связанное со скрипкой? Вообще, я не очень люблю холод. Интересная, мне кажется, тема и вполне реализуемая уезжать на зимовку в Таиланд или Индонезию и там выступать, а на лето возвращаться. Ведь музыкант может заработать в любом месте, если у него есть инструмент. Этого я, наверное, хотел бы на самом деле.

    Источник новости: https://amur.info/2022/12/13/26668/

Популярная новость
16 апреля в Амурском областном краеведческом музее и Выставочном зале в рамках Международного фестиваля «Арт Пространство Амур» состоится торжественное открытие выставок
15.04.2024 12:01 292

подробней »

Скрипт выполнялся 0.0984 сек.