В Амурский госуниверситет привезли костюм шамана. В Приамурье таких всего четыре – три эвенкийских и один даурский. Один из раритетов прошлого века доставили в АмГУ из Зейского района. Костюм раньше принадлежал эвенкийскому шаману Ивану Яковлеву из посёлка Бомнак.
Шаман – избранник духов, он лечит людей и видит будущее. Известно, что Иван Яковлев жил в середине прошлого века. Старожилы вспоминают, что он был сильным шаманом. Это подтверждает и количество бахромы на подоле костюма – считалось, чем её больше, тем опытнее шаман. Шкура лося, из которой сшит костюм, означает вторую ступень шаманских знаний – всего их три. Для первой одеяние мастерили из оленьей шкуры, для третьей ступени – из медвежьей. Костюм украшен символическими фигурками медведя, рыб, а также металлическими побрякушками, которые, как верили люди, служат для отпугивания злых духов. «Образы птиц, бахрома, которая украшает снизу шаманский костюм, также символизирует крылья, перья птиц, что говорит о возможности шамана перемещаться между мирами», – объясняет ассистент кафедры религиоведения и истории АмГУ Анна Воронина.
В Приамурье шаманов давно нет. Сохранилось всего четыре костюма: два в Зейском краеведческом музее, ещё два хранятся в Благовещенске, в областном краеведческом музее. Каждый наряд уникален. Его шили под определённого человека с его собственными способностями. Известно, что костюмы шаманов создавали их родственники. После смерти избранников духов вещи, как правило, уносили в тайгу. Иначе, как верили, могло произойти несчастье. Также шаманские одеяния активно уничтожали в 50–60-е годы прошлого века. «Милиция забирала у эвенков костюмы, бубны, другие предметы культа. В конце концов такие предметы либо уничтожались, либо попадали в фонды. Хорошо, что этот костюм оказался в фондах музея», – говорит профессор кафедры религиоведения и истории АмГУ Андрей Забияко.
Костюм эвенкийского шамана Яковлева привезли из Зейского краеведческого музея в рамках культурного обмена. В свою очередь Амурский госуниверситет на время передал костюмы русских переселенцев. Выставка с шаманским костюмом и другими историческими раритетами будет работать до конца текущего года в главном корпусе АмГУ.
Эвенскийский наряд уже оценили историки из Москвы. Они удивились качественной выделке кожи. А учёные из Пекина заказали копию костюма для своего музея. Пошивом займутся эвенки из Селемджинского района. Амурские эксперты уверены, что это один из первых шагов к возрождению старинного ремесла по созданию национальных нарядов.