Пятница, 19 Апреля 2024
 
Архив новостей
2024
Апрель  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Счётчики
Яндекс.Метрика
Партнёры
  • Есть ли развитие в Амурской области?
    31.10.2019 16:22 452

    «В людей вкладываться выгоднее, чем в железо»

    Сейчас принято говорить, что государство, наконец-то, обратило внимание на Дальний Восток и сделало это своей стратегической задачей. Но идет ли дело дальше разговоров и деклараций о намерениях? Федор Валентинович Сидоров, генеральный директор акционерного общества «Прииск Соловьевский», считает, что однозначного ответа быть не может - у больших проектов всегда сложные решения.

    - Федор Валентинович, как Вы считаете, взгляд компетентного человека и успешного хозяйственника, не связывающего свою жизнь ни с каким другим регионом, правительство действительно занялось проблемами людей, живущих в нашем регионе, или это скорее политические заявления?

    - Если критерием развития Дальнего Востока считать индивидуальную поддержку каждого жителя, то ожидания, естественно, не оправдаются никогда. А если рассматривать развитие региона в целом, то в качестве примера можно привести довольно крупные проекты: Нижне-Бурейская ГЭС, ГПЗ, космодром Восточный, ставший визитной карточкой Амурской области. Газоперерабатывающий завод станет одним из крупнейших предприятий в мире по переработке природного газа,  это важное звено технологической цепочки будущих поставок в  Китай по газопроводу «Сила Сибири», который тоже проходит по территории нашей области. И здесь важно отметить, что экспортировать будут уже не сырье, а готовый продукт! На завод будет поступать многокомпонентный газ Якутского и Иркутского центров газодобычи, а продукты переработки - ценные сопутствующие компоненты - это сырье для газохимической и других отраслей отечественной промышленности.

    - Однако на всех перечисленных объектах работают приезжие специалисты в большинстве своем, и психология у них соответствующая - им в регион вкладываться смысла нет, поработают и уедут, а тут хоть трава не расти…

    - Потому что на этапе строительства высокотехнологичных объектов нужны узкие специалисты. Но строительство тем не менее происходит на нашей земле, на Дальнем Востоке, здесь и останется. 

    Судоверфь «Звезда» восстановлена, и это ведущее предприятие по ремонту подводных лодок Тихоокеанского флота, специализирующееся на переоборудовании и модернизации кораблей атомных подводных ракетоносцев. Сложный, хорошо оснащенный комплекс, обладающий высоким техническим и производственным потенциалом, который позволяет качественно и своевременно выполнять поставленные перед предприятием задачи.

    Авиазавод в Комсомольске разрабатывает и выпускает   многофункциональные истребители,  пассажирские самолеты – суперджеты, проводит ремонт и модернизацию самолетов, стоящих на вооружении авиации ВВС и ВМС России.

     Нефтепровод «Сила Сибири» тоже проходит по нашей территории.

     Мост с Китаем на глазах построили, а переговоры вели порядка двадцати лет! Какие еще примеры нужно приводить, чтобы было видно развитие региона?!

    - Нет ли ощущения, что мы просто продаем регион если не Китаю, так бизнесу из другого региона - не соблюдаются интересы местного населения, местных предпринимателей, отсутствует разумный протекционизм? Дороги ведь по-прежнему плохие, зарплаты по-прежнему маленькие, работа по-прежнему не для местных и так далее…

    - Да вы вспомните, какие были дороги и какие стали. Построена дорога Чита - Хабаровск. Я на работу еду порядка 700 километров на север области, преодолевая это расстояние за неполный рабочий день, по достаточно хорошей дороге. Разве мы могли об этом мечтать в 90-е?! И это сразу дало толчок в развитии области и, в частности, моему предприятию: в три раза быстрее доставляется все необходимое для бесперебойной работы производства!

    Все нужно рассматривать в динамике. Сравните, что было двадцать лет назад и что сейчас - это же небо и земля, как в уровне жизни амурчан, так и в дорогах… Понятно, что человека всегда что-то не устраивает, но это правильно - стремиться к лучшему, развиваться, добиваться.

     А в динамике-то мы развиваемся. Пожалуй, самый яркий пример - количество автомобилей на душу населения. Посмотрите, сколько их стало! Да, сегодня авто – это необходимость, которую уже может позволить себе практически каждая семья. Вряд ли тут уместно говорить об отсутствии роста благосостояния жителей области.

    - А работа и зарплата?

    - Протекционизм - вещь непростая. Давайте честно: у нас сейчас нет столько рабочей силы, чтобы освоить наш регион и все масштабные проекты собственными ресурсами. Не думаю, что местное население, в большинстве своем, не трудоустроено. Желающие работать – работают.

    Даже на примере нашего предприятия скажу: я с удовольствием брал бы амурчан, это наш приоритет, но вынужден принимать на работу уже сейчас рабочих из других регионов. Конкретно в Соловьевске 70% трудоспособного населения работают именно в АО «Прииск Соловьевский». Но прииск развивается, и требуются новые специалисты, которых нет в районе, области, поэтому люди приезжают из других регионов, многие из них работают вахтовым методом, но есть и те, кто переехал с семьей и уже пополнил население Соловьевска.

     Не хватает рабочих рук и в области... Сами своими силами не сможем построить ГПЗ. Найдем мы среди своих 25 тысяч строителей? Ответ однозначный – нет! Между тем к 2022 году бюджет Амурской области удвоится за счет ввода в эксплуатацию крупных объектов. Да, будут работать не 25 тысяч строителей, как сейчас, но бюджет-то удвоится!

    Зарплата и быт удержат

    - Почему же тогда молодежь уезжает? Отток человеческого капитала с Дальнего Востока не прекращается даже при заходе в регион крупных проектов.

    - Да, я это вижу, и мне очень обидно. Считаю, что это большая проблема, но не только в масштабах Дальнего Востока, но и других регионов. Человек так устроен, он всегда будет искать место получше. Сегодня все стремятся в столицу, людям кажется, что там лучше, больше возможностей добиться успеха, реализоваться.  Над этим, безусловно, следует работать. Может быть, давать какие-либо преференции тем, кто живет здесь. Я уверен, что одними крупными индустриальными проектами мы людей не задержим.

    - Например?

    - Например, всеобщий наболевший вопрос – пенсионная реформа. Может, не стоит повышать пенсионный возраст для жителей Дальнего Востока, тех, кто действительно жил и трудился в нелегких климатических условиях. Всего пять миллионов человек в масштабе страны - это немного. Безусловно, какую-то часть людей, наверняка, удалось бы удержать в регионе. Это был бы стимул для них, с мечтой: «Доработаю до пенсии - куплю домик в Краснодаре, буду жить!» Но многие бы все равно остались, даже достигнув пенсионного возраста, уже прижились.

     Помните, когда строился БАМ, строителям выдавали сертификаты на автомобили? Возможно, что-то в этом роде стоило бы придумать - тогда же сработало! Очень много строителей БАМа стали амурчанами, вырастили здесь детей, внуков.

    Масштабные проекты и промышленные объекты развивают страну и Дальний Восток в принципе. Но Дальний Восток – это прежде всего люди, а если люди уедут, то отрабатывать вахтовым методом огромный регион, очевидно, неправильно.

    У нас непросто, конечно: более тяжелые климатические условия по сравнению со средней полосой России, с западной ее частью.  Люди уезжают ведь не только из-за быта или комфорта. А если хорошо проанализировать, и в Краснодарском крае, куда уезжает большинство амурчан, не рай: жарко. Зимой там зелено, красиво, море рядом, до Европы – рукой подать.

     Мы же сегодня можем летать только в Китай и страны Юго-Восточной Азии, и то непросто, в Санья - как до Москвы, очень далеко. Нужны транспортные преференции. Обязательно. Чтобы наш Дальний Восток был близким, стоимость билетов должна быть доступной для большинства населения. Это может быть одним из направлений в развитии региона.  

    - Да, Вы точно подметили, хотят амурчане перебираться в теплые края по достижении пенсионного возраста. А Вы сами так не думаете? Ведь наверняка была возможность посмотреть и мир, и страну, чтобы сравнить.

    - Уезжать не собираюсь - я люблю Дальний Восток! Я и на пенсию не хочу. Не представляю себя пенсионером, ежедневно ни о чем не думать и ничего не делать. Это не мое. Жизнь вокруг меня должна кипеть, заставлять анализировать, развиваться, добиваться поставленных целей. Буду стараться до последнего работать. Съездил отдохнуть куда-то – и с новыми силами в круговорот производства. Да многие наши дальневосточники уже так делают - ездят в отпуск за пределы региона, отдыхают, набираются впечатлений, положительных эмоций и возвращаются домой. Ведь дома всегда человеку комфортней.

    - Сейчас вы о вахтовых поселках рассказывали. А в самом Соловьевске тоже развивается культура быта, как раньше говорилось? Ведь это все же северный район, отдаленный, в тайге.

    - Зарплата и быт работников - то, чему нужно уделять большое внимание. На нашем предприятии придерживаемся правила: «Условия для работы должны быть хорошими».  Даже для проживающих вахтово стараемся сделать как можно более комфортные условия: не только качественное питание, баня и душевые, но и обязательно мини-спортзал, бильярд, теннис, не говоря уже о спутниковом телевидении - кого им удивишь сейчас?! Главное - вкладываться в людей. Пусть это прозвучит немного цинично, но скажу, как бизнесмен: «В людей вкладываться выгоднее, чем в железяку».

    Конечно, стараемся и сам поселок сделать привлекательнее, ведь прииск для Соловьевска – градообразующее предприятие. Вот недавно больницу построили. Оборудовали здание, но этого мало. Нужны кадры. Школа отремонтирована, но тоже кадров не хватает. Это гораздо труднее сделать, чем здание возвести - люди не едут в деревни.

    - Чаще всего причина, которую называют при нежелании ехать в село: «Там нечего делать»…

    - Нечего делать – это точно не про наш Соловьевск!  У нас хороший спортзал, современно оборудованный Дом культуры, Детская школа искусств, красивая площадь в центре поселка, православный храм, уличное освещение - работаем над этим.

    Безусловно, в городе молодежи больше нравится, но это проблема глобальная. Нужно выравнивать уровень жизни, увеличивать мобильность населения. Никогда Соловьевск не станет Нью-Васюками, и слава Богу! И всегда в Москве будет более развитая инфраструктура. Мы даже с Благовещенском не сравнимся, но если будут качественные дороги, то человек сможет на выходные свободно выезжать, куда захочется. И эта практика уже существует – многие амурчане, в том числе и соловьевцы, приезжают на выходные в Благовещенск: в магазины, театры, кинотеатры, развлекательные центры, по набережной пройтись.

    Не медвежий угол

    - Интересно, что в других городах Дальнего Востока - Хабаровске, Владивостоке - жители не считают свой регион провинцией или медвежьим углом, а мы все как-то принижаем себя, хотим уехать к цивилизации.

    - Неоднократно проезжал на машине от Владивостока до Иркутска и замечу, что общее впечатление некоего застоя на территориях Забайкалья, Амурской области, Биробиджана. Да, Хабаровск более развит, Приморье тоже на порядок выше. Но это, скорее всего, последствия изоляции территорий.

    Давайте вспомним, что Благовещенск очень долго был закрытым пограничным городом, куда не попадешь. Этакий законсервированный анклав. А любая закрытая территория, будь то город или государство, имеет такую судьбу - самобытную культуру и некоторое отставание в экономическом развитии. Последствия закрытости того времени мы и ощущаем сегодня на себе.

    Но стоит отметить как большой плюс, что при закрытости сохраняется особый, комфортный для жизни колорит. Скажу про себя: мне очень комфортно в Приамурье, в Благовещенске. С Приморьем не сравнить при всей его инфраструктурной развитости.

    Такой набережной, как в столице Амурской области, нет ни в Хабаровске, ни во Владивостоке, ни в Чите. А торговые центры, скажем честно, и лучше, и богаче, и разнообразнее даже западных. Наше особое преимущество - соседство с Китаем - уже дает свои результаты, а в ближайшее время даст еще больше. Мост станет новой транспортной артерией, и область получит дополнительное развитие.

    И возвращаясь к теме развития региона - считаю неоправданным ожидание помощи в развитии от правительства РФ. Не нужно сидеть и ждать, не нужно рассчитывать только на федеральные проекты. Московские, западные менеджеры, руководители в большинстве своем не производственники, экономика в их головах больше банковская, аналитическая. Люди из больших городов по-другому мыслят, быстрее ориентируются, легки на подъем, особенно, когда просчитают выгоду. Ну и ладно, пусть. Нам нужно самим свою жизнь отстраивать.

    Не ныть и не бояться

    - Соседство с Китаем вещь спорная. Нет опасений, что нас просто используют, нарушают экологию, качают природные ресурсы? Мы становимся просто местом хранения китайского ширпотреба, и никакого уважения…

    - Вот если этого бояться, то и станем патриархальным медвежьим углом. Весь мир не боится. Америка так вообще на эмигрантах поднялась. Просто допускать на свою территорию нужно только на своих условиях, заставляя работать на благо и развитие этой территории. Тогда никто ничего никогда не захватит.

    - Подождите, но ведь даже в золотодобывающей отрасли, к примеру, уже давно поднимается вопрос о незаконном вторжении китайских золотопромышленников, о захвате. Попытка захвата недр!

    - Тут другое, это прямое нарушение законодательства, которое даже обсуждать не стоит. Каждое правонарушение должно быть наказано. Проблема в том, что государственные структуры на сегодняшний день не могут в полном объеме обеспечить исполнение существующих законов.

    Правовые нормы вполне разработаны, и не нужно ничего придумывать, нужно просто действовать, исполнять законы. Незаконная золотодобыча - это воровство, которое должно быть наказано. Да, есть некоторые подвижки в этом направлении, но должно быть жестче, мне кажется. И не в тайге надо ловить, а перекрыть скупку, в первую очередь. В любом случае, «черные старатели» выходят в ближайшие населенные пункты, по дорогам двигаются, тогда и ловить, уже с металлом.

    Другое дело, что есть попытки заходить в отрасль через подставных представителей, а они «варяги», которым не интересен наш край, наша территория. Пришли, получили желаемое и ушли.

    Такая позиция для меня неприемлема, я за то, чтобы те, кто работает на нашей территории, что-то делали и для ее развития. Но в таком случае необходимо менять условия аукционных конкурсов на разработку месторождений золота. Прописывать ли социальную нагрузку или ужесточать требования к кандидатам, проверять их - тут надо решать, искать методы, дорабатывать на законодательном уровне.

    Проверять участников аукциона, на мой взгляд, стоило бы не только с помощью ручки и карандаша, то есть не только документарно, но и оценивать фактическое наличие материальной базы. Как будет разрабатывать месторождение данный кандидат, что есть у предприятия, кто за ним стоит, чем владеет? Наверное, пришло время государству проверять возможность отработки золотоносных месторождений у всех участников аукциона.

    И если сто лет назад можно было орудовать лопатой и киркой и уже называться золотодобытчиком, то современный золотодобытчик – это команда горняков-профессионалов, это тяжелая землеройная техника, энергоемкие драги, шагающие экскаваторы, промприборы.

    Человек, который планирует брать лицензию на добычу золота, должен понимать, чем собирается заниматься и как. Подтвердить серьезность своих намерений бизнес-планом, наличием техники, капиталом, опытом, договорами. Я хочу сказать, что отбор участников аукциона на новые золотоносные месторождения стоило бы сделать более тщательным.

    Второй золотой лихорадке не быть

    - Скажите, в тему нашего разговора, а не стоит ли в качестве одного из стимулов к развитию региона и поощрению приезжать сюда и оставаться разрешить населению Дальнего Востока свободную добычу золота? Чтобы можно было с лотком выйти в тайгу и намыть себе средств на машину, квартиру, образование, путешествие.

    - Я против свободной добычи золота.

    Во-первых, практически невозможно физическому лицу добывать золото и при этом соблюдать все требования земельного, природоохранного законодательства. Нужно оформить огромное количество разрешений, получить горный, водный, земельный отводы и пр.  Частник не будет этим заниматься - слишком долго, хлопотно, затратно. Свободная золотодобыча приведет к узаконенному воровству.

    Во-вторых, сейчас мы отрабатываем такие содержания золота, которые никогда не позволят работать лопатой рентабельно. Зная всю технологию, работая в команде со специалистами горного дела, имея современный парк техники, тяжело добывается содержание, а тут любой желающий с лопатой выйдет и намоет золото! Смешно! Драги работают с содержанием 120 миллиграммов на куб. Вручную, работая лопатой и киркой, придется перекидать минимум восемь кубов породы, чтобы намыть один грамм. По силам ли это современному человеку? А что такое грамм? Три тысячи рублей. Найдутся ли желающие так работать? Сомневаюсь.

    - То есть золотой лихорадки быть не может?

    - Да и не нужно. Золотодобыче нужны новые технологии. На нашем предприятии в приоритете – развитие, работа на перспективу. Мы не стоим на месте, совершенствуем производство, придумываем что-то новое, ведем разведку новых месторождений, переоцениваем старые. Участвуем в аукционах, покупаем месторождения, предприятия. Сейчас у нас большой новый проект в Забайкалье.

    - А если золото закончится? Тайга поглотит прииск и поселок с прекрасной школой, клубом, спортзалом?

    - На ближайшие пятьдесят лет перспектива у АО «Прииск Соловьевский» есть. Дальше – время покажет. Соловьевск -  база динамично развивающегося предприятия. Мы постараемся сделать так, чтобы за нашу жизнь стагнации не произошло, и ни спортзал, ни школа, ни улицы Соловьевска не были в запустении.

     

    Источник новости: http://2x2.su/society/news/est-li-razvitie-v-amurskoy-oblasti-162567.html

Популярная новость
16 апреля в Амурском областном краеведческом музее и Выставочном зале в рамках Международного фестиваля «Арт Пространство Амур» состоится торжественное открытие выставок
15.04.2024 12:01 260

подробней »

Скрипт выполнялся 0.0978 сек.