В рамках проходящей в Благовещенском педуниверситете IV международной научно-практической
конференции «Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества» докладчики уделили внимание ситуации на территории Украины. В конце прошлого года экс-президент Украины Виктор Янукович подписал с правительством КНР ряд инвестиционных соглашений, важнейшим из которых является создание Крымской свободной экономической зоны (КСЭЗ).
Как отмечает в своём докладе кандидат исторических наук, доцент кафедры всемирной истории БГПУ Дмитрий Кузнецов, договорённости между Китаем и Украиной были достигнуты о совместных действиях, реализуемых в рамках проекта «Экономический пояс Шёлкового пути». В КСЭЗ включены строительство глубоководного порта в районе Евпатории, реконструкция и развитие Севастопольского морского рыбного порта и создание вокруг него зоны высокотехнологичной индустрии, а также строительство аэропорта, верфи, нефтеперерабатывающего завода, терминала для сжиженного природного газа, учебных центров, пляж и зон отдыха. Сроки реализации проекта были обозначены в пределах 2014-2018 годов. Общая сумма инвестиций в проект КСЭЗ, анонсированная Китаем, составляет 30 миллиардов долларов США.
Однако после референдума в Крыму президент России Владимир Путин подписал закон о вхождении Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации. «Это всё теперь наша головная боль, наши территории, такие же субъекты Федерации, как и все остальные», - отметил премьер-министр Дмитрий Медведев.
Министр экономического развития Алексей Улюкаев признал, что на энергетическую инфраструктуру потребуются «десятки миллиардов рублей». Ещё до 100 миллиардов рублей составят вложения в транспортную инфраструктуру. Премьер-министр подчеркнул, что к июлю 2014 года будет разработана федеральная целевая программа (ФЦП) развития Крыма, которая объединит как государственные, так и частные инвестпроекты. Ранее минэкономразвития оценивало возможный объём частных инвестиций в регион в 5 миллиардов долларов. При этом наиболее затратными в списке являются инфраструктурные проекты. Так, реконструкция автодороги Херсон – Джанкой – Феодосия – Керчь оценивается в 1,4 миллиарда долларов, а проекты, связанные с морскими портами в Евпатории, Феодосии, Керчи и Ялте – почти в 1,8 миллиарда долларов.
По замыслам российского правительства в Крыму может быть создана особая экономическая зона (ОЭЗ). При этом её могут создать по образцу Калининградской ОЭЗ: появится отдельный закон, который позволит давать налоговые льготы всем крупным инвесторам, готовым вкладывать деньги в регион. В контексте экономического развития Крыма правительство России будет приветствовать иностранные вложения в инфраструктуру полуострова. Таким образом, у Китая появляется новая возможность продолжить реализацию договорённостей, достигнутых с прежними украинскими властями, в партнёрстве с Российской Федерацией.