Четверг, 30 Мая 2024
 
Архив новостей
2024
Май  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
31
Счётчики
Яндекс.Метрика
Партнёры
  • Руководитель амурского плейбек-театра Роман Костенко: «Героями становятся зрители»
    27.03.2023 17:29 1599

    27 марта служители искусства отмечают Всемирный день театра. Но он, театр, бывает разный, классический и альтернативный. Если про классический мы многое знаем и понимаем, то альтернативных просто не перечесть. Одним из самых необычных и зрелищных можно назвать плейбек-театр. Хотя в столице Амурской области таких целых два. С актёром одного из них, плейбек-театра «Черный квадрат», и сооснователем плейбека в Благовещенске Романом Костенко мы поговорили о театральной жизни Благовещенска и месте нетрадиционных постановок в региональном культурном мире.

    Отличается плейбек-перформанс тем, что там нет заранее отрепетированного сценария, есть лишь тема, на которую зрители идут со своими историями, делятся ими в момент постановки и получают от актеров моментальную обратную связь в виде её проигрывания на сцене. Причем обыграть этот мини-сюжет артисты вольны в любой удобной форме: от пантомимы до танца и даже песни.

    Уже интересно? Тогда самое время задать массу уточняющих вопросов первооткрывателю этого жанра в нашем регионе Роману Костенко.

    — Роман, давайте начнем нашу беседу с короткого знакомства с Вами. Расскажите немного о себе. Кто Вы по профессии, есть ли семья?

    — Родился я в Благовещенске, окончил АмГУ, кафедру журналистики. Думал, свяжу свою жизнь именно с этой профессией. До 2016 года так и было, потом ушел в свободное плавание, открыл ИП и работаю на себя сейчас. Есть у меня ещё и среднее специальное образование, окончил строительный колледж по специальности «Строительство зданий и сооружений». Так что я ещё и строитель, но в совсем прошлой жизни. Семья у меня многодетная, трое детей: старшей дочери 13 лет, сыну – десять, младшей – шесть. По своей природе я музыкант, музыка и творчество в целомandnbsp;– самое главное для меня. Всем остальным приходится заниматься по необходимости.

    — А когда всё начиналось и главное, с чего? Откуда вообще узнали о существовании плейбек-театра?

    — Театр появился, точнее идея его создания, в ноябре 2015 года. Моя супруга Екатерина осенью поехала в Хабаровск на конференцию гештальтистов. Там она впервые увидела этот театр. Это тоже была учебная группа, артисты ещё только учились и не были официальным плейбек-театром. Они давали пробные спектакли. Супруга увидела перформанс, рассказала там свою историю, поучаствовала как зритель, поплакала. Её зацепило. Когда приехала обратно, сказала: «Хочу, чтоб у нас это было». Мне идея понравилась, я музыкант, она может быть актрисой, значит, нас уже двое. Всё завертелось. Пошли по знакомым, друзьям, искали единомышленников, стали приглашать кого только можно. В итоге собрали первую учебную группу. Чтобы стать профессиональным плейбек-артистом, нужно пройти цикл семинаров и выступить на выпускном аттестационном спектакле в присутствии тренеров школы, получить сертификат международного уровня. Обучение начали в марте 2016 года, а перед этим, в декабре 2015, позвали артистку нашего драмтеатра и нашего друга Елену Грачеву, чтобы она провела для нас базовый курс актерского мастерства. Три месяца мы все вместе учились сценическому мастерству по Станиславскому. Такой заряд первый получили! Параллельно ещё собирали группу. В итоге нас набралось 20 человек. И вот пришло время первого семинара. Вести его приехал российский гуру плейбека, соучредитель, член совета, тренер и супервизор Центральной Российской Школы Плейбек-театра Игорь Любитов. Он наш мастер, который не только в Благовещенске, но и в Хабаровске, в Новосибирске самые крутые театры обучал, ставил. Мы обучались 3,5 года, за это время мы работали не только с Любитовым, но и другими тренерами – Марией Мишиной и Надеждой Соколовой. Семинары проходили раз в квартал. Каждый раз, когда тренер уезжал, мы на интервизиях (репетициях) отрабатывали полученные знания, начинали с малых форм и так далее. Помню, когда прошли первый семинар, мы все были в восторге от того, как можно работать с историями зрителей, как это отыгрывать, обыгрывать, использовать разные вербальные и невербальные техники, метафоры, кучу всего. Мы зажглись так сильно, договорились с театром кукол о помещении для репетиций и пошло-поехало. Зародился проект #playbackamur. Это была учебная группа, театров ещё не было.

    — Неужели все 20 после обучения остались в театре после окончания курса? И как придумали себе название?

    — Пока обучались, рабочее название было – «#playbackamur». Когда обучение в 2017 году закончили, то разделились на две разные группы, потому как разные взгляды были. Первая часть организовалась в «Чистый лист» в июне 2018 года. А в нашей группе в ноябре 2018-го я предложил название «Черный квадрат». Мы ушли в свой стиль.

    — Как считаете, в чём фишка Вашего театра, в чём отличие от классического?

    — Наш театр другой, он тесно связан со зрителями, наши зрители рассказывают свои истории и тоже становятся героями. Это уже отдельный элемент спектакля: послушать истории, просто поплакать и посмеяться.

    — Ваш театр для вас всех работа или больше хобби?

    — Конечно, хобби. Все мы работаем на двух-трех работах. Я – ИП, супруга у меня программист вообще. Пока мы учились в театре, супруга была в декрете с сыном, и из одного декрета пошла в другой: у нас родилась третья дочка на втором году обучения, в 2017-м. Помню, мы должны были ехать на спектакль «М+Ж» в театр кукол, 25 февраля, супруга вот-вот должна родить. Утром просыпаемся и чувствуем, что что-то там у нас происходит, видимо, схватки. Хотя мы ждали ребенка к 8 марта. Мы все-таки приехали на этот спектакль за минут 40 до начала, и Катя говорит: «Всё, я больше не могу». Я её сразу везу в перинатальный. Сам возвращаюсь, потому что должен был играть на спектакле. Пока еду, понимаю, что не успеваю к началу, звоню другому музыканту из колледжа культуры, педагогу по вокалу Елене Голубевой. Говорю: «Лена, приезжай, выручай, синтезатор есть». Я примчался и присоединился с гитарой. Когда спектакль закончился, я открываю ватсап: «Родила!andnbsp;Дочка!».

    — И романтика, и верность искусству – всё в одной истории, кстати, отличной для отдельного перформанса. А кто же играет в Вашем театре, представители каких профессий и сколько вас сейчас?

    — В плейбеке есть программисты, риелтор, коммерческий директор транспортной компании, самый известный в городе психолог, абсолютно разные профессии. Никто из нас не является профессиональным актером классического театра, но все мы – профессиональные актеры плейбек-театра, у нас всех есть сертификаты. Мы прошли обучение и знаем, как и что делать. В нашем театре семь человек.

    — Такой небольшой состав! Справляетесь?

    — По-разному бывает. В среднем для спектакля нужно как минимум три артиста, лучше четыре. Ещё нужны ведущий и музыкант. Если по какой-то причине людей не хватает, с театром «Чистый лист» выручаем друг друга. А был очень интересный опыт в мини-формате в прошлом году летом. Нас Городской Дом культуры попросил сделать постановку на улице. Мы никогда до этого на улицах не играли. И ещё все поразъехались, и нас было всего четверо: ведущий, музыкант и два актера. Мы сделали короткий формат. Как мы готовились к нему необычно! Находки интересные. Это был интересный опыт.

    — Помните свой первый спектакль? Когда он был и о чём?

    — Самый первый был ещё во время учебы, 14 января 2017 года. Почти год уже обучались. Я был ведущий, взял на себя самую сложную роль кондактора, проводника между зрителями и актерами. Все волновались. Я придумал тему «Начало», сделал афишу, интересная была подача афиши: четыре стула пустых на сцене. Мы на тот момент репетировали в Театре кукол и там же сделали первый спектакль. Был полный аншлаг. Там зал на 90 мест, ещё были приставные стулья.  Собралось больше ста человек. Полтора часа спектакля, мы ещё были and#171;зелёныеand#187;, дебют. Получилось довольно неплохо. А как театр «Черный квадрат» мы появились в ноябре 2018 года. В феврале 2019 дали первый спектакль в этом качестве на фестивале «Театральный Благовещенск». Мы сделали постановку на тему «Про театр». Он был в Городском Доме культуры. Полный зал. Жюри было в диком восторге от нас. Мы там получили несколько наград: «Лучшее музыкальное оформление», «Открытие года», «Лучшая работа со зрителями».

    Там хотели сразу дать звание народного театра, но выяснилось, что для этого труппе должно быть не менее пяти лет, поэтому не дали. В этом году нам, кстати, пять лет. И уже можно давать (смеется).

    — А самый большой зал свой помните? Сколько максимально приходило зрителей?

    — Самый большой зал был в театре кукол. Причем это был не один перформанс, а несколько. Собирали по 120-130 человек. Мы только пришли в культурную жизнь города и были интересны зрителю как что-то новое, активно о нас писали в СМИ.

    — Как зрители узнают, что вы готовите очередное представление?

    — Все как у всех: Ватсап, Телеграм, другие соцсети. Все раскидывают по своим друзьям.

    — А перформансы часто проходят?

    — Играем не так часто, как раньше. Мало времени у всех, все работают. Но в том году мы сделали 12 перформансов. Получается, практически раз в месяц мы играли. Сейчас чуть-чуть пореже. В этом году пока только один спектакль у нас был, 12 марта, на тему «Не хочу учиться, а …». Следующий планируем в мае.

    — На каких площадках уже удалось выступить? Где репетируете?

    — Городской Дом Культуры, АОДНТ, театр кукол, арт-пространства, библиотеки, много где. Последние несколько спектаклей сыграли в Доме Котельникова на набережной. Репетиции у нас проходят там же, где и сами перформансы. Ещё раньше собирались в кабинете Максима Чекмарева. Иногда в городском Доме Культуры.

    — Если нет точного сценария, то как готовитесь к постановке? Что, собственно, репетируете?

    — Готовимся очень интересно, но это внутренняя кухня. У нас есть куча разминок, разогревов, выполняем всякие упражнения на взаимодействие, на голос. Это невозможно просто так рассказать. Есть упражнения на внимание, актерские какие-то штуки. Например, такое задание: труппа человек пять-шесть, ходим по кругу и считаем от одного до 20. Каждый должен назвать цифру и, если кто-то говорит вдвоем одну и ту же одновременно, то всё заново. Наша задача синхронизироваться и дойти без сбоя до 20. Ещё когда уже знаем тему, то рассказываем какие-то истории, обсуждаем ракурсы, возможные моменты подачи.

    — За столько лет уже проведено много перформансов? Есть ли для Вас особенные?

    — Каждый спектакль значим и интересен. Нет плохих историй. Всё это обыгрывается, всё интересно. Но лично для меня самый важный и самый главный – это спектакль «Маски». Перформанс был большой кульминацией нашего начального этапа творчества, поставили его в мае 2019 года. Было очень круто и необычно. И ещё один спектакль. Мы его играли в 2020 году в АОДНТ, «Хулиганский перформанс» назывался. Это было очень круто. Большой зал АОДНТ, хотя народу собралось всего человек 50. Я приволок туда барабанную установку, гитары. На всем этом одновременно играл. Неописуемое зрелище.

    — Были ли у Вашего театра гастроли?

    — На гастроли ещё никогда не ездили. Но в прошлом году мы побывали на Дальневосточном плейбек-фестивале со своей постановкой «Что происходит?» в Хабаровске. Глубокий спектакль получился. Играли впятером.

    — А планы с артистами строите?

    — Да. В этом году в январе собрались попить чайку труппой и как раз в блокнотике писали свои мечты. Было больше 100 пунктов о том, чего бы мы хотели для театра. Например, пойти к областным властям, чтобы нас отправили в зону СВО играть бесплатные спектакли бойцам. Благотворительный марафон для военных.

    — Как считаете, Благовещенск – театральный город? К каким спектаклям больше приспособлен наш зритель, традиционным или альтернативным?

    — Благовещенск считаю театральным городом. У нас много театров, профессиональный драмтеатр и множество частных, два плейбек-театра. Зрители, конечно, больше готовы к классическому театру, чем к экспериментам. Но и к экспериментам тоже весьма готовы.

    — Что бы в этот праздник Вы пожелали своим коллегам по цеху и зрителям?

    — Не бросайте театр, если вы актёр, любите театр, если вы зритель. Он такой многогранный, он так раскрывает нашу личность, нашу душу. Играя в театре, мы сами становимся другими и меняем других людей. Они видят нас на сцене и что-то находят в себе. Призвание артиста – служить народу. Считаю, что театр нужен. Пусть будет больше театров, постановок. Сейчас очень много проходит необычных постановок в арт-галерее. Чем больше чего-то такого культурного в нашем городе, тем интереснее тут жить.andnbsp;И не захочется уезжать, потому что столько всего классного.

    Источник новости: https://amur.info/2023/03/27/rukovoditel-amurskogo-plejbek-teatra-roman-kostenko-nash-teatr-drugoj-on-tesno-svyazan-so-zritelyami/

Популярная новость
Сегодня в Амурском областном краеведческом музее начала работу персональная выставка оренбургского художника А.Ф. Преснова «По страницам «Капитанской дочки» А.С. Пушкин в Оренбуржье», приуроченная к 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина
27.05.2024 11:30 240

подробней »

Амурский областной краеведческий музей
Скрипт выполнялся 0.1067 сек.