Вторник, 16 Октября 2018
 
Архив новостей
2018
Октябрь 
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
1516
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Реклама от Яндекс
Счётчики
Яндекс.Метрика
Партнёры
  • "Простые вопросы": Валентина Кобзарь
    20.07.2018 18:54 186
    Тема: лекции об истории Благовещенска

    – Больше ста лет назад благовещенцы отправлялись через Амур в Китай пошмендефорить. Подарки важным лицам преподносили в виде хлеба с золотом. Об этом и многом другом мы сегодня поговорим с Валентиной Петровной Кобзарь – членом Союза журналистов России.

    – Здравствуйте.

    Добрый день.

    – Бесконечно интересные лекции вы проводите в Благовещенске. В последнее время именно на исторических местах, на улице. Можно развернуться, показать «Здесь было это, там было то». Последняя лекция была посвящена тому, о чем писали российские, благовещенские газеты. Расскажите, пожалуйста, что можно узнать на этих лекциях?

    – О прошлой жизни. Так случилось, что у меня в последнее время появилась возможность читать газеты наши благовещенские от начала до конца. И когда читаешь три подшивки за три года шести примерно газет, разворачивается совершенно потрясающая панорама жизни города, области и даже отдельных людей. Это очень увлекательно. А лекции – это мои короткие выступления, которые действительно происходят для меня в неожиданных местах. В прошлом году на катере, в этом году я вдруг вышла на площадь. Честно говоря, я думала, это не соберет аудиторию. Но людям очень интересно. Особенно, когда докладчик стоит и машет руками, как вы сказали «посмотрите направо, посмотрите налево». Потому что стоишь на набережной, и знаешь, какой она была в то время. Она была совсем другая, жизнь там бурлила. Это по поводу последнего выступления –мы как раз его провели на набережной.

    – У нас фотография исторической давности – «Мавритания» уже стоит.

    – Это начало XX века.

    – Арка уже воздвигнута. Нет, естественно, никакого бетона, асфальта.

    – Бетона, асфальта не было. И этот берег был совершенно неудобен для гуляния. Мы сейчас гуляем на набережной. Набережной называлась улица, которая вдоль.

    – Которая сейчас Краснофлотская. Но все ее называют Набережной.

    – Да. Ее переименовали в 1923 году. Все это происходило в феврале вечером с факельным шествием. Зрелище было грандиозным.

    – При советской власти?

    – 1923 год, да. А что касается начала века, то на берегу что происходило: приставали пароходы.

    – Пристань была?

    – Несколько пристаней было: почтовая, военная таможенная. И приставали пароходы. Они протягивают на берег свои канаты. Как там можно ходить поперек них?

    – Настоящий речной порт – рабочие, грузчики.

    – Да. Грузы здесь выкладывали, и тысячи буквально ломовых извозчиков перевозили грузы. И еще здесь жили иногда неделями переселенцы. Они тут «таборились». Ну, и безработные.

    – Они сплавлялись дальше?

    – Нет, это те, которые ждали отправки дальше на территорию Амурской области. До Благовещенска добрались и ждали своего дальнейшего продвижения. Нужно было оформить документы.

    – Насколько крупным был речной порт Благовещенска в те годы?

    – Как речной порт его не существовало. Было несколько пристаней. А крупным было пароходство Амурского бассейна. Оно было вторым по численности после Волги. Здесь «рейсировало», как тогда говорили, около 200 пароходов, около 250 барж. Гигантское просто количество.

    – Благовещенцы в то время так же ездили в Хэйхэ, тогда он назывался Сахалян, пошмендефорить. Вы вычитали такое слово. Расскажите, что это такое?

    – Мне тоже очень понравилось. «Оторваться», как бы сейчас сказали.

    – А что там было? Говорят, фанзы?

    – До 1907 года там была деревушка совершенно несерьезная. Потом появился какой-то предприниматель с юга. Посмотрел на ситуацию и понял, что на жителях Благовещенска и проезжающих можно заработать. Он предложил первым делом построить в Сахаляне китайский театр.

    – Прямо с пекинской оперой?

    – Я не знаю, честно говоря, какой там был репертуар. Но других развлечений в Сахаляне тогда не было. Кинематографа не было. Кстати, в Благовещенске он появился в 1908 году. Построили театр, а вокруг него нарезали участки и организовали строительство. Театр привлек китайцев. Дальше появились рестораны и разные увеселительные заведения.

    – Туристическая составляющая до сих пор остается главной в развитии обоих городов.

    – Да, но Хэйхэ-Сахалян и тогда уже жил за счет приезжих из-за Амура. Причем, зимой ходили пешком. Но можно было проехать в дилижансе. Это такой автобус на конной тяге. А летом ходил паром. Он делал 12 рейсов в день. Очень сложно было в период ледохода, ледостава. Тоже очень хотелось, а некоторым ведь и нужно было. Что делали? Переправлялись «таском»: лодка, днище у нее обито железом. Она плывет каким-то образом. Проплывает от берега до льда. Дальше ее тащат по льду. А потом она опять плывет.

    –Такой ледокольчик маленький?

    – Может быть. И это было очень дорого для тех, кто переправлялся.

    – И опасно.

    – На это вообще никто не смотрел. Все говорили «дорого! 10 копеек за то, что меня от берега до льдины довезут». И обращались в городскую думу, чтобы сделали таксировку. А дума на это отвечала, что невозможно таксировать труд того, кто каждый день рискует не вернуться домой. Свободная была цена.

    – О транспорте хотелось бы поговорить. Транссиб в Благовещенске не появился. Его построили в обход потому что здесь граница. Как это повлияло на жизнь Благовещенска?

    – Когда стали строить Амурскую железную дорогу, так назывался этот участок, воодушевление сначала было большое. Потому что на этом можно было заработать: на перевозках, на снабжении строительства. Сюда прибыло огромное количество рабочих с запада России. Все думали, сразу они заработают. Но это была катастрофа в течение года, потому что еще строить не начинали, а рабочие уже пришли. А потом настало отрезвление, потому что железная дорога забирала грузы от Амура в перспективе. Перспективы у пароходства становились мрачные. Но еще была проблема как проводить эту дорогу, как соединять Благовещенск с Транссибом. Рассматривали три варианта. От теперешнего Свободного по правому берегу Зеи. От теперешнего Белогорска так, как сейчас идет железная дорога с мостом. И еще был вариант – из Екатеринославки. Но не знаю подробности, нигде не видела, но при варианте из Екатеринославки вокзал предполагался в 12 верстах от Благовещенска на левом берегу Зеи. Для Благовещенска это была катастрофа. Но что интересно, Министерство путей сообщения отправило в нашу городскую управу запрос. И буквально спросили: ваш вариант соединения Транссиба с Благовещенском предложите. Дума ожесточенно обсуждала три варианта. И, в конце концов смогла убедить Министерство путей сообщения. Уж не знаю, какими путями. Глава выезжал в Петербург. Издали там же специальную брошюру и, видимо, распространяли ее. Со Столыпиным встречался наш глава и убеждал, что нужно делать обязательно мост и по левому берегу проводить железную дорогу, потому что он заселенный, там будут грузы, пассажиры. А на правом берегу очень тяжело, дорого и безлюдно.

    – Чем подкупали в те годы?

    – Наверное, были разные варианты. Но один традиционный амурский. Он назывался «Хлеб с изюмом». Мелкие, а может и не очень мелкие самородки с золотом запекали в каравай. И совершенно официально преподносили его с хлебом, солью и изюмом разным ответственным господам. Еще был вариант – мороженое с золотом. Это когда нужно было его куда-то перевезти контрабандным образом. В рыбу те же самородки закладывали, морозили – и попробуй его найди.

    – Когда будет следующая лекция, вы еще не знаете?

    – Я еще не знаю. Я выступаю по заявкам слушателей.

    – Нужно следить за анонсами в прессе.

    – Да, наверное, за анонсами. И еще хочу сказать, что обожаю газеты, потому что в них много интересного, и они хранятся столетиями. Читать их безумно интересно.

    – Спасибо большое! Валентина Петровна Кобзарь, член Союза журналистов России сегодня была в студии. Вот такой экскурс в историю Благовещенска, в это прекраснейшее время. Потому что Благовещенск по многим параметрам в те годы был самым-самым. Об этом вы можете узнать на этих лекциях. Спасибо!

    Источник новости: http://www.amur.info/simple/2018/07/20/9017

Популярная новость
Амурчане завоевали два золота на всероссийском турнире по вольной борьбе
15.10.2018 14:29 107

В Благовещенске состоялся всероссийский турнир по вольной борьбе памяти мастера спорта СССР Алексея Ковалева – один из самых масштабных в спортивном календаре Приамурья. В 2018 году участие в турнире приняли борцы Красноярского края, Хакасии, Новосибирска, Бурятии, Якутии, Забайкальского края, Приморья, Хабаровского края и Амурской области. Соревнования собрали 180 участников, в том числе Приамурье представили 45 спортсменов.

подробней »

Скрипт выполнялся 0.4559 сек.