Вторник, 18 Декабря 2018
 
Архив новостей
2018
Декабрь 
ПнВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
1718
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Реклама от Яндекс
Счётчики
Яндекс.Метрика
Партнёры
  • "Простые вопросы": Валентина Кобзарь
    20.07.2018 18:54 215
    Тема: лекции об истории Благовещенска

    – Больше ста лет назад благовещенцы отправлялись через Амур в Китай пошмендефорить. Подарки важным лицам преподносили в виде хлеба с золотом. Об этом и многом другом мы сегодня поговорим с Валентиной Петровной Кобзарь – членом Союза журналистов России.

    – Здравствуйте.

    Добрый день.

    – Бесконечно интересные лекции вы проводите в Благовещенске. В последнее время именно на исторических местах, на улице. Можно развернуться, показать «Здесь было это, там было то». Последняя лекция была посвящена тому, о чем писали российские, благовещенские газеты. Расскажите, пожалуйста, что можно узнать на этих лекциях?

    – О прошлой жизни. Так случилось, что у меня в последнее время появилась возможность читать газеты наши благовещенские от начала до конца. И когда читаешь три подшивки за три года шести примерно газет, разворачивается совершенно потрясающая панорама жизни города, области и даже отдельных людей. Это очень увлекательно. А лекции – это мои короткие выступления, которые действительно происходят для меня в неожиданных местах. В прошлом году на катере, в этом году я вдруг вышла на площадь. Честно говоря, я думала, это не соберет аудиторию. Но людям очень интересно. Особенно, когда докладчик стоит и машет руками, как вы сказали «посмотрите направо, посмотрите налево». Потому что стоишь на набережной, и знаешь, какой она была в то время. Она была совсем другая, жизнь там бурлила. Это по поводу последнего выступления –мы как раз его провели на набережной.

    – У нас фотография исторической давности – «Мавритания» уже стоит.

    – Это начало XX века.

    – Арка уже воздвигнута. Нет, естественно, никакого бетона, асфальта.

    – Бетона, асфальта не было. И этот берег был совершенно неудобен для гуляния. Мы сейчас гуляем на набережной. Набережной называлась улица, которая вдоль.

    – Которая сейчас Краснофлотская. Но все ее называют Набережной.

    – Да. Ее переименовали в 1923 году. Все это происходило в феврале вечером с факельным шествием. Зрелище было грандиозным.

    – При советской власти?

    – 1923 год, да. А что касается начала века, то на берегу что происходило: приставали пароходы.

    – Пристань была?

    – Несколько пристаней было: почтовая, военная таможенная. И приставали пароходы. Они протягивают на берег свои канаты. Как там можно ходить поперек них?

    – Настоящий речной порт – рабочие, грузчики.

    – Да. Грузы здесь выкладывали, и тысячи буквально ломовых извозчиков перевозили грузы. И еще здесь жили иногда неделями переселенцы. Они тут «таборились». Ну, и безработные.

    – Они сплавлялись дальше?

    – Нет, это те, которые ждали отправки дальше на территорию Амурской области. До Благовещенска добрались и ждали своего дальнейшего продвижения. Нужно было оформить документы.

    – Насколько крупным был речной порт Благовещенска в те годы?

    – Как речной порт его не существовало. Было несколько пристаней. А крупным было пароходство Амурского бассейна. Оно было вторым по численности после Волги. Здесь «рейсировало», как тогда говорили, около 200 пароходов, около 250 барж. Гигантское просто количество.

    – Благовещенцы в то время так же ездили в Хэйхэ, тогда он назывался Сахалян, пошмендефорить. Вы вычитали такое слово. Расскажите, что это такое?

    – Мне тоже очень понравилось. «Оторваться», как бы сейчас сказали.

    – А что там было? Говорят, фанзы?

    – До 1907 года там была деревушка совершенно несерьезная. Потом появился какой-то предприниматель с юга. Посмотрел на ситуацию и понял, что на жителях Благовещенска и проезжающих можно заработать. Он предложил первым делом построить в Сахаляне китайский театр.

    – Прямо с пекинской оперой?

    – Я не знаю, честно говоря, какой там был репертуар. Но других развлечений в Сахаляне тогда не было. Кинематографа не было. Кстати, в Благовещенске он появился в 1908 году. Построили театр, а вокруг него нарезали участки и организовали строительство. Театр привлек китайцев. Дальше появились рестораны и разные увеселительные заведения.

    – Туристическая составляющая до сих пор остается главной в развитии обоих городов.

    – Да, но Хэйхэ-Сахалян и тогда уже жил за счет приезжих из-за Амура. Причем, зимой ходили пешком. Но можно было проехать в дилижансе. Это такой автобус на конной тяге. А летом ходил паром. Он делал 12 рейсов в день. Очень сложно было в период ледохода, ледостава. Тоже очень хотелось, а некоторым ведь и нужно было. Что делали? Переправлялись «таском»: лодка, днище у нее обито железом. Она плывет каким-то образом. Проплывает от берега до льда. Дальше ее тащат по льду. А потом она опять плывет.

    –Такой ледокольчик маленький?

    – Может быть. И это было очень дорого для тех, кто переправлялся.

    – И опасно.

    – На это вообще никто не смотрел. Все говорили «дорого! 10 копеек за то, что меня от берега до льдины довезут». И обращались в городскую думу, чтобы сделали таксировку. А дума на это отвечала, что невозможно таксировать труд того, кто каждый день рискует не вернуться домой. Свободная была цена.

    – О транспорте хотелось бы поговорить. Транссиб в Благовещенске не появился. Его построили в обход потому что здесь граница. Как это повлияло на жизнь Благовещенска?

    – Когда стали строить Амурскую железную дорогу, так назывался этот участок, воодушевление сначала было большое. Потому что на этом можно было заработать: на перевозках, на снабжении строительства. Сюда прибыло огромное количество рабочих с запада России. Все думали, сразу они заработают. Но это была катастрофа в течение года, потому что еще строить не начинали, а рабочие уже пришли. А потом настало отрезвление, потому что железная дорога забирала грузы от Амура в перспективе. Перспективы у пароходства становились мрачные. Но еще была проблема как проводить эту дорогу, как соединять Благовещенск с Транссибом. Рассматривали три варианта. От теперешнего Свободного по правому берегу Зеи. От теперешнего Белогорска так, как сейчас идет железная дорога с мостом. И еще был вариант – из Екатеринославки. Но не знаю подробности, нигде не видела, но при варианте из Екатеринославки вокзал предполагался в 12 верстах от Благовещенска на левом берегу Зеи. Для Благовещенска это была катастрофа. Но что интересно, Министерство путей сообщения отправило в нашу городскую управу запрос. И буквально спросили: ваш вариант соединения Транссиба с Благовещенском предложите. Дума ожесточенно обсуждала три варианта. И, в конце концов смогла убедить Министерство путей сообщения. Уж не знаю, какими путями. Глава выезжал в Петербург. Издали там же специальную брошюру и, видимо, распространяли ее. Со Столыпиным встречался наш глава и убеждал, что нужно делать обязательно мост и по левому берегу проводить железную дорогу, потому что он заселенный, там будут грузы, пассажиры. А на правом берегу очень тяжело, дорого и безлюдно.

    – Чем подкупали в те годы?

    – Наверное, были разные варианты. Но один традиционный амурский. Он назывался «Хлеб с изюмом». Мелкие, а может и не очень мелкие самородки с золотом запекали в каравай. И совершенно официально преподносили его с хлебом, солью и изюмом разным ответственным господам. Еще был вариант – мороженое с золотом. Это когда нужно было его куда-то перевезти контрабандным образом. В рыбу те же самородки закладывали, морозили – и попробуй его найди.

    – Когда будет следующая лекция, вы еще не знаете?

    – Я еще не знаю. Я выступаю по заявкам слушателей.

    – Нужно следить за анонсами в прессе.

    – Да, наверное, за анонсами. И еще хочу сказать, что обожаю газеты, потому что в них много интересного, и они хранятся столетиями. Читать их безумно интересно.

    – Спасибо большое! Валентина Петровна Кобзарь, член Союза журналистов России сегодня была в студии. Вот такой экскурс в историю Благовещенска, в это прекраснейшее время. Потому что Благовещенск по многим параметрам в те годы был самым-самым. Об этом вы можете узнать на этих лекциях. Спасибо!

    Источник новости: http://www.amur.info/simple/2018/07/20/9017

Популярная новость
Олега Кожемяко назвали оленем во время объявления результатов выборов губернатора в Приморье
17.12.2018 16:56 167

При этом в соцсетях комментаторы соглашаются с оговоркой

подробней »

Скрипт выполнялся 0.6364 сек.