Китайская сторона по-прежнему отказывается принимать экипажи российских кораблей, так как у них нет необходимых документов. Вместо этого в Хэйхэ предлагают на российский флот посадить китайских речников, либо полностью перевозить россиян на китайских судах. Такой вариант, по мнению представителей АмурАССО невозможен.
Как сообщало Амур.инфо, российским кораблям с
20 мая запрещено швартоваться у берега Хэйхэ. Проблема заключается в
отсутствии у российских речников личного удостоверения моряка. Этот документ по новым правилам с 2014-го года действует вместо устаревшего паспорта моряка. В постановлении Минтранса России сказано, что личное удостоверение выдаётся экипажу судов класса «море» и «река-море», а вот о тех, кто курсирует исключительно по рекам между государствами ничего не говорится. Благовещенская компания-перевозчик «АмурАССО» уже несколько лет указывает минтрансу на упущение в постановлении, но пока дело ограничивается лишь перепиской.
Китайцы в этом году согласились оформлять наших речников по загранпаспортам и документам под названием судовая роль. Но с 21 мая швартовать российские суда в своём порту они уже не будут. Иностранцы предлагают перевозить россиян на своих судах. «Перевозки мы в любом случае не остановим. В любом случае, правы мы будем или неправы, мы 21-го числа снимемся и пойдём на китайскую сторону. Они завоёвывают рынок. Они хотят быть везде лидерами. Они сейчас очень сильно будут демпинговать по цене, потому что у них государственная поддержка очень сильная идёт», – сообщил и. о. генерального директора пассажирского порта «АмурАССО» Алексей Лазуткин.
Есть риски, говорят в АмурАССО, что в таком случае может исчезнуть безвизовый режим между Благовещенском и Хэйхэ. Подобная ситуация была в Хабаровске. Сейчас у нас стоимость проезда в обе стороны составляет примерно 1 600 рублей. Приблизительная стоимость, которую предлагают китайцы, порядка 900 рублей, но в неё не входит страховка. Фактически за пассажира никто не отвечает, кроме него самого, подчёркивают в компании. Но на это некоторые готовы закрыть глаза и ездить в Китай на иностранных кораблях.
«У нас завтра большая группа, 31 человек, должны выехать. Если не удастся договориться, мы будем возвращаться на китайских кораблях. Это мне не впервой, я так уже возвращался комфортно и, главное, в два раза дешевле», – рассказал директор Института Конфуция БГПУ Николай Кухаренко.
Если китайцы всё-таки займут российскую нишу грузо- и пассажироперевозок, то весомые потери понесёт и бюджет, считает руководство благовещенского таможенного поста. «Могут пострадать участники ВЭТ, у которых уже заключены контракты со своими контрагентами. Ну и, соответственно, благовещенская таможня может понести (убытки – Прим. ред.), скажем так, те резервы, которые в виде таможенных платежей мы собираем. Соответственно, с учётом снижения грузопотока, мы не дополучим те платежи, которые планируется получить федеральным бюджетом», – сообщил начальник Благовещенского таможенного поста Константин Бромберг.
В то, что китайцы всё-таки займутся российскими перевозками в АмурАССО не верят. Минтранс России ещё две недели назад отправил ноту протеста в Пекин. Чиновники просят оформлять наших речников по загранпаспорту и судовой роли. Но ответа из Пекина в Хэйхэ пока не получали. На решение вопроса остается пять дней.