Среда, 15 Мая 2024
 
Архив новостей
2024
Май  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Счётчики
Яндекс.Метрика
Партнёры
  • Эвенки вышли из тайги за деньгами
    30.03.2016 11:43 622

    Ежегодно в конце марта самое северное село Приамурья Усть-Нюкжа оживает — оленеводы, которые ведут кочевой образ жизни, приезжают, чтобы сдать пушнину, закупить продукты, топливо, поделиться новостями. В это время проводится день оленевода. В быт северного народа окунулся корреспондент «Амурской службы новостей». 

    Именины сердца


    Усть-Нюкжа считается едва ли не самым образцовым селом на амурском севере. Оно славится жителями, большая часть которых — эвенки. Из 749 человек постоянного населения 414 — представители малочисленных коренных народов севера. Но большинство из них практически круглый год кочуют в поисках хороших пастбищ для оленей. Такой образ жизни для эвенков привычен, в тайге они могут находиться месяцами. В «люди» выходят дважды в год — в марте и ноябре: сдают шкуры диких животных, убитых на охоте, пополняют запасы топлива и провианта. В эти дни они делятся новостями с родственниками, которые живут в селе — обычно это родители и дети.

    Еще в конце 1930-х годов советские власти учредили День оленевода. Он празднуется весной —когда кочевые представители дальневосточного этноса выходят из тайги за деньгами. Как вспоминают жители Усть-Нюкжи, раньше торжества длились несколько дней — только на забеги в оленьих упряжках уходило до трех дней. Сейчас с праздничными мероприятиями управляются за нескольких часов. Но все равно для эвенков день оленевода важный, не для галочки, праздник.

    — В празднике принимают участие не все эвенки, ведущие кочевой образ жизни. Кто-то остается в стойбище, так как за оленями нужно следить. Для праздника ведут только нескольких оленей, — рассказала Светлана Никифорова — Раньше выбраться из тайги было легче — охотников и оленеводов вывозили вертолетами и снегоходами. Сейчас сотни километров они преодолевают самостоятельно. Путь усложнила железнодорожная ветка БАМа, которую приходится обходить.

    Оленевод Иван Андреев (почти все эвенки имеют русские имена — прим. ред.) из стойбища в село шел три дня. Обратный путь затянется — мужчина повезет муку, сахар, крупу и прочий провиант. Нарты он постарается наполнить максимально, так как возможности сходить в магазин ближайшие месяцы не будет. Северные сани, сделанные из прочной березы и вербы, выдерживают около 150 килограммов.

    От обряда очищения души до метаний

    В этом году День оленевода в Усть-Нюкже провели 25 марта. За несколько часов до начала на замерзшей реке Олекма местные жители начали подготовку: устанавливали сцену, музыкальную аппаратуру, поставили несколько палаток с перекусом, оборудовали зону для спортивных состязаний. Рядом представители девяти родовых общин готовились к конкурсу «Хозяйка чума». Ближе к полудню эвенки пригнали оленей.

    Праздник начинается с очищения души — обряда «Лугани». Все собравшиеся проходят через символические ворота, возле которых горит костер, затем — задабривают землю, на которой находятся — повязывают на ворота яркую ленточку и замасливают верхний ярус священного столба соргэ, на котором находятся боги. 

    — Заезды на оленьих упряжках — одно из самых важных и обязательных соревнований. Для этого мы специально из всего стада отбираем самых сильных и быстрых оленей. Уделяем им больше внимания. На охоту не берем, готовим их к заездам. Для победы еще важно самому хорошо ими управлять, — рассказал победитель в общих заездах Дмитрий Андреев.

    В заездах участвуют по категориям — мужчины, женщины и дети. Последние к финишу стремятся не в упряжках, а сидя верхом. Для мужчин еще устраивается общий заезд — на старт выходят абсолютно все оленеводы и преодолевают дистанцию не в один километр, а в семь. В этом году приняли участие три десятка каюров. 

    Другая обязательная часть программы — состязания в национальных видах спорта: прыжки через нарты, метание маута (петля, которая накидывается на оленя, если его необходимо поймать) на хорей (шест), метание топорика сухэ, перетягивание палки. В сельской школе для развития национальных видов спорта даже проходят специальные занятия. 

    Хозяйка чума


     Если для мужчин самое важное состязание — заезды на оленьих упряжках, то для женщин — конкурс «Хозяйка чума». С утра на пригорке, вдали от основного праздника представители девяти родовых общин, проживающих в Усть-Нюкже, устанавливают свои палатки и в них обустраивают быт. Говорят, все как в тайге, но попроще — землю внутри жилища застилают хвоей, устанавливают печку-буржуйку. Когда последняя нагреется, хвоя испускает очень свежий запах. В чуме обязательно расставляется мебель — нарты, стол, тумбочки под посуду. Некоторые свои «квадраты» украшают детскими рисунками, обязательно в доме лежит незаменимая оленья шкура. В тайге во многих кочевых домах стоит телевизор, есть стиральная машинка, компьютеры. Для связи используют спутниковые телефоны.

    — В день проходим километров 40-50. Выбираем место, разбиваем палатку. Живем около недели, потому как олени на месте не стоят. Как только начинают далеко уходить — это значит, что поблизости корма для них закончились. Тогда мы собираем палатку, вещи и едем дальше, — рассказала председатель общины «Агдан» Тамара Андреева. — Мы тайгу знаем, как свои пять пальцев. Поэтому заблудиться не боимся. 

    Для женского конкурса готовят блюда. В меню ничего особенного — рыба, солянка, салаты, выпечка, мороженая ягода. Единственная особенность все мясные блюда — из оленины, причем исключительно из дикого оленя. Своих эвенки не едят. Представители одной из общин рассказали, что умерших оленей они придают земле со всеми почестями.

    — Диких оленей убиваем на продажу — мясо, шкура, панты. Для себя обычно убиваем одного — съедаем, чтобы не портилось. Так же и с рыбой — ловим столько, чтоб не протухла. Мы не жадные, — рассказала Андреева. — Эвенки чуть ли не первые, кто начал готовить йогурт. Так как оленье молоко очень густое, то его нужно немного подогреть, а когда оно застынет — добавить варенье. Очень любим крепкий чай.

    Помимо кочевого жилища у каждой семьи в селе есть свой дом или квартира.

    Сохраняя самобытность

    В эвенкийском селе Усть-Нюкжа больше значение придают сохранению традиций: от изучения национального языка, видов спорта и культуры быта до национальных браков и кочевой жизни в тайге.

    — В Усть-Нюкже прекрасная школа, в которой дети находятся с утра до вечера — не только учатся, но и занимаются в спортивных секциях — скалолазание или национальные игры — метание маута, перетягивание палки, прыжки через нарты. Есть и секция самбо, и отличная команда КВН. Есть танцевальный коллектив, имеющий звание народного. В школе из 28 учителей 24 — ее выпускники, — отметила глава Тындинского района Тамара Лысакова. — В нескольких километрах от села есть фазенда, где ребята учатся ставить капканы, ловить рыбу, распознавать следы диких животных. У школы есть свое оленье стадо, лошади, огород, теплицы.

    Эвенкийский язык в селе учат с детского сада. Молодые преподаватели зачастую о тонкостях языка узнают у своих родителей. 

    — Эвенкийский язык лучше учить в тайге. Его особенность в том, что у одного слова может быть несколько значений. И понять то, что собеседник хочет сказать, можно только в контексте, — рассказала завуч школы села Усть-Нюкжа Жанна Николаева. — Я сама росла в тайге. И сейчас хочется вернуться. Даже если мне предложат жить в городе в квартире со всеми удобствами — не соглашусь. 

    Еще не исчерпала себя традиция брать на пастбища детей. В суровых условиях дикой природы с родителями живут как младенцы, так и ребята постарше. Школьники, отучившись с начала учебного года первые два месяца, в ноябре могут собираться к родителям в тайгу, а через некоторое время «в гости» ждать учителей. В Тындинском районе есть кочевая школа — учителя приезжают на стойбища к ученикам первых-пятых классов, проверяют задания и дают новый учебный материал.

    Детей, родители которых уехали в тайгу, размещают в интернате. Он находится в селе в новом здании.

    — Я вырос в тайге. После армии пытался где-то работать, но тянет назад, в тайгу. Кажется, что я больше ничего не умею делать. Оленей обычно не считаем — примета плохая. Но сейчас у меня стадо примерно в триста голов (самая большая родовая община в Тындинском районе держит порядка 1400 оленей, — прим. авт.), — говорит Иван Андреев. — Для нас главное — сохранить поголовье. Поэтому за оленями нужен постоянный присмотр. Чтобы далеко не разбежались, к каждому оленю за узду привязываем веревку с небольшим бревном (чангай), которое мешает им быстро ходить. А утром — собираем их в одно стадо. Чтобы сохранить поголовье, зачастую оленей приходится оборонять от лис, медведей, волков. 

    Кочевой образ жизни суров. Зачастую эвенки, заботясь о сохранении поголовья, забывают о собственном здоровье. Многие, особенно мужчины, умирают в довольно раннем возрасте от болезней, на которые не обращали внимания, или отмахивались, мол пройдет. Говорят, онкологическими заболеваниями практически не болеют — экология все-таки хорошая, а вот запущенный гастрит — настоящая напасть.

    Эвенкам нельзя пить алкоголь. До прихода русских этот и другие коренные дальневосточные народы (якуты, чукчи) не знали спиртного, у них отсутствуют ферменты, расщепляющие, расщепляющие алкалоиды. Из-за этой физиологической особенности у эвенков очень быстро и мощно развивается алкогольная зависимость. Даже в местных магазинах эвенкам спиртное не продают. Если только из-под полы. Но на празднике без водки не обойтись. Перебравших мужчин садят на «Бураны» жены и развозят по домам.

    — Похмелье лучше переживать в деревне. В тайге — тяжело. Потому что утром хочешь — не хочешь, а нужно идти работать, — смеется оленевод Эдуард Андреев. 

    Волчий вопрос


    Волки — бич для оленеводов. Если раньше их разрешалось травить, то сейчас, в связи с изменением в законодательстве, только отстреливать. Но для этого хищника нужно еще выследить, что усложняет ситуацию. 

    Еще одна проблема — «похудевшие» выплаты за прирост стада.

    — В прошлом году за голову оленя родовые общины от государства получали единоразовую выплату в 2 308 рублей. В этом — 1 330 рублей. Это очень мало. В прошлом году если Тындинскому району на эти цели было выделено около восьми миллионов рублей, то в этом — четыре миллиона. Не будем говорить о грустном, но закрытие родовых общин не исключено, — рассказала специалист администрации Тындинского района Наталья Коц, отметив, что деньги выделяются только тем, кто смог свое стадо приумножить.

    Для упрощения жизни эвенки начали приобретать снегоходы «Бураны». Они и проходимее, и быстрее. К ним же можно прикрепить нарты и перевозить груз. Однако и здесь загвоздка — уходит много ГСМ. Оказать поддержку в его приобретении эвенки просят у амурских властей. 

    Источник новости: http://asn24.ru/news/society/22786/

Популярная новость
«19 световых лет». В Выставочном зале состоялось открытие арт-проекта амурского художника-иконописца Александра Гассана
13.05.2024 12:01 146

подробней »

Скрипт выполнялся 0.1110 сек.