Очень часто у амурчан возникает множество вопросов по поводу обслуживания в ресторанах, кафе, столовых и тех услуг, оплату которых попросту навязывают. Как от них отказаться? Обязательно ли оставлять чаевые и платить за музыкальное сопровождение? Ответы на эти и другие вопросы выяснял портал 2x2.su вместе с начальником отдела защиты прав потребителей Роспотребнадзора по Амурской области Галиной Яшиной.
Иногда вечером после работы мы заходим в кафе, чтобы поужинать, при этом мы ничего не празднуем и танцевать не собираемся: пришли - поели - ушли. Но в счет всегда включают музыкальное сопровождение - за то, что слушали весь вечер живую музыку. Можно ли в такой ситуации не платить за услугу, если в кафе я зашла просто поесть?
Галина Ивановна:
Взимать плату за музыкальное сопровождение без согласия клиента незаконно!
- Музыкальное сопровождение - это дополнительные услуги предприятия общественного питания. Есть еще и требования ГОСТ, согласно которому музыкальное сопровождение является составной частью услуг по общественному питанию. Так что если вы хотите, чтобы эту услугу вам оказали, то плата за нее может быть включена в счет, если же нет, то в обязательном порядке никто не вправе вам ее навязывать.
Бывает так, что человек действительно заходит в кафе только лишь поесть. В этой ситуации он может сообщить администрации, что музыка ему не нужна. Либо если уже принесли счет, то можно заплатить, при этом оставив в книге отзывов и предложений свою претензию. Там же стоит указать свои координаты с просьбой вернуть уплаченные средства. В случае категоричного отказа можно обратиться в суд, и зачастую суд взыскивает не только эту сумму, но и 50% от нее в качестве штрафа, а также компенсацию морального вреда.
Обычно мы оставляем чаевые на свое усмотрение. Если официант хорошо обслуживал стол, то оставляем небольшую сумму в виде вознаграждения. Но в последнее время можно заметить, что в некоторых кафе в счет стали включать чаевые: «Чаевые - 10% от общей стоимости заказа». Законно ли это?
Галина Ивановна:
- Вопрос риторический. Конечно, заведение не имеет права включать в счет чаевые.Если оплата чаевых в однозначной форме прописана в меню или в счете, то это нарушение. Ведь мы платим только за услугу, которое предоставляет предприятие общественного питания, и обслуживание в стоимость этой услуги уже входит. Если отблагодарить официанта ваше личное желание - тогда пожалуйста, можете оставить любую сумму на ваше усмотрение.
Случается, что в разгаре застолья вдребезги случайно могут быть разбиты тарелки или, например, кружки. При этом в меню есть прейскурант на бой посуды. Как быть, если случайно разбил столовый предмет?
Галина Ивановна:
- Беседуя с коллегами и изучая судебную практику, могу сказать, что однозначного решения нет. Одни юристы ссылаются на то, что риск случайной порчи имущества лежит на собственнике, а собственником посуды является предприятие общепита. При этом под риском понимается именно случайность - посуда была разбита не потому, что человек, к примеру, дебоширил.
Иная позиция такова: обязанность по сохранности имущества возложена на собственника, если иное не предусмотрено договором. А договором как раз и может стать то самое меню, в которое включена стоимость за бой посуды. Человек изучает меню, делает заказ, и тем самым соглашается на условия предприятия, то есть заключается публичный договор. Тогда уже за всю разбитую посуду придется платить виновнику.
Как видим, ситуация двоякая, поэтому если намечается большое торжество и ситуации могут произойти разные, лучше момент с разбитой посудой оговорить сразу и не по меню, а заключив дополнительное соглашение. Таким образом, будет соблюден закон и любые спорные ситуации удастся урегулировать мирным путем.
В Благовещенске принято, что в кафе восточной кухни нужно дополнительно платить за китайские палочки. Но ведь за вилку не предлагают рассчитаться, почему тогда палочки включаются в счет?
Галина Ивановна:
- Если вам предложили сервировку стола по европейскому принципу «вилка - ложка - нож», то тогда палочки придется купить отдельно. Если же в заведении предполагается сервировка стола только одними палочками, то тогда плата за них не должна взиматься.
Кстати: в среднем комплект китайских палочек стоит 10-20 рублей.
Не всегда удается съесть все заказанные блюда и часть приходится забирать с собой. За контейнер придется отдельно заплатить. Насколько это законно?
Галина Ивановна:
- Если предприятие общественного питания оказывает услуги именно в своем заведении и если вы хотите вынести с собой еду, - это уже ваше личное желание, и за контейнеры однозначно придется заплатить. Ведь в кафе еду вам все-таки подали на блюдах, за которые плату, естественно, не взимали. И если вы собрались вынести с собой еду - оплачивайте то, в чем хотите ее вынести.
Оказывается, амурчане нередко жалуются на навязанные в общепитах услуги.
- Обращения к нам поступают регулярно и довольно часто. По всем обращениям мы проводим проверки и выявляем виновных лиц, для которых предусмотрены соответствующие наказания, - говорит Галина Яшина. - Больше всего обращений как раз по поводу музыкального сопровождения. Интересно, но когда мы выходим на проверку по подобным жалобам, порой выясняется, что люди с претензиями идут напрямую к нам, в то время как к администрации заведения претензий не было. Бывает, что человек весь вечер провел на танцполе, заказывал у музыкантов песни, активно пользовался музыкальным сопровождением, молча оплатил счет, а на следующий день написал жалобу в Роспотребнадзор, указав, что ему «навязали» эту услугу. Так что не только предприниматели, но и потребители иногда бывают неправы.
Если в общем оценивать ситуацию, то количество обращений постепенно снижается, да и предпринимательское сообщество адекватнее реагирует на жалобы населения. Так что, можно сказать, что мы идем цивилизованным путем и все больше учимся соблюдать закон и его требования.
В Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области работает горячая линия: 8 (4162) 20-20-20. Если возникает проблема, которую не удается мирно урегулировать, и если есть вопросы в сфере защиты прав потребителей, можно получить консультацию по указанному номеру.
Источник новости: http://2x2.su/rest/news/ya-etogo-ne-zakazyval-ili-za-kakie-uslugi-v-kafe-m-104457.html
Люди не пострадали