В этом году амурской «Бомнак» исполняется 45 лет. Кажется, возраст солидный. Но действует ли она до сих пор и для чего вообще нужна?
Оказывается, «Бомнак» входит в группу станций Сахалинского филиала Федерального исследовательского центра «Единая геофизическая служба Российской академии наук», которая контролирует сейсмообстановку и возможное её влияние на сооружения Зейской ГЭС.
Контроль 24/7
- Основная задача станции - круглосуточные инженерно-сейсмологические наблюдения в радиусе 200 км от Зейской ГЭС на территории приводохранилищного района, - рассказывает директор Сахалинского филиала Геофизической службы РАН Юрий Левин. - Контроль изменения сейсмообстановки в районе гидроузла ведётся для своевременного выявления потенциально опасных геодинамических явлений и выработки рекомендаций для принятия необходимых инженерных решений, предотвращающих или снижающих ущерб в случае возникновения аварийных ситуаций.
Сейчас регистрация ведётся на станции автоматически. Данные в режиме онлайн через интернет поступают в региональный информационно-обрабатывающий центр (РИОЦ) в Зее для обработки материала и в центральный РИОЦ филиала в Южно-Сахалинске. Кроме передачи записи волновых форм станции поступают в виде архивов на цифровых носителях.
С 1974 г. непрерывные наблюдения на «» велись аналоговым трёхкомпонентным сейсмографом СКМ-3. В 1990 г. на станции дополнительно установили регистратор ждущего режима с сейсмографом сильных и разрушительных землетрясений CCРЗ-М. Наблюдения с записью на фотобумаге велись до сентября 2015 г., когда в СФ ГС РАН были полностью прекращены сейсмонаблюдения аналоговыми регистраторами. После этого на «Бомнаке» установили уже цифровое оборудование регистрации сильных движений (акселерометр) - между прочим, из Великобритании. Техника в силах регистрировать подавляющее большинство сейсмособытий в радиусе 50 км от места её установки, а также уверенно регистрировать все землетрясения в радиусе 200 км.
Плиты «ходят»
«Почему именно север Приамурья трясёт чаще остальных?» - частенько спрашивают обыватели. Для специалистов это вполне «прозрачный» факт.
- Официально область входит в так называемую вторую категорию группы риска, - объясняет ведущий научный сотрудник Института геологии и природопользования ДВО РАН Михаил Серов. - Допустим, первая категория - это Северный Кавказ, Сахалин, Камчатка: там, где есть либо действующие вулканы, либо активные сейсморазломы. У нас есть некоторая активность, но второй очереди. Вообще землетрясение - это следствие движения литосферных плит. На севере области проходит граница между амурской литосферной плитой и евразийской. И чем они активнее, тем больше землетрясений происходит.
Как говорят эксперты, сейсмообстановка в Амурской области стабильна и сохраняется на протяжении многих десятков лет. Единственный случай, который выбился из привычной картины, - это сковородинское землетрясение 2011 г. Его сила по шкале Рихтера в эпицентре была 5,9 балла, такие толчки могут привести к серьёзным разрушениям зданий. Но такое землетрясение просто нехарактерно для нашего региона.
Между тем, несмотря на то что учёные пристально следят за сейсмообстановкой в области, предугадать сложно.
- Только достаточно плотная сеть сейсмических станций хотя бы частично могла бы решить этот вопрос, - отмечает Михаил Серов. - Пока она у нас слишком разрежена. Но что есть, то есть.
Справка
Аппаратурой «Бомнака» в 2018 г. зарегистрировано 668 сейсмособытий, из которых 47 были обработаны в РИОЦ «Зея» как местные и региональные землетрясения, то есть события в радиусе 200 км от станции.
По словам специалистов, сейсмособытия бывают различной магнитуды. Например, те, у которых этот показатель превышает отметку «4», уже чувствуются на поверхности. По данным амурского управления МЧС, за 5 лет в Приамурье произошло 24 именно таких «чувствительных» сейсмособытия. За 2018 г. подобных землетрясений было 6, и в основном по северу области.
Источник новости: http://2x2.su/society/article/pochemu-tryaset-sever-amurskoy-oblasti-149361.html