Вторник, 19 Марта 2024
 
Архив новостей
2024
Март  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Счётчики
Яндекс.Метрика
Партнёры
  • «Им тяжелее»: коррупционеров предлагают сажать в отдельные колонии
    17.08.2019 11:26 469

    Преступники, которых осудили за взятки, стали чаще просить о помиловании, говорит амурский эксперт

     «Люди могут сколько угодно пропагандировать жизнь без взяток, но при этом не моргнув глазом идут на всё, чтобы быстро и эффективно решать свои бытовые проблемы», - считает кандидат юридических наук Татьяна Бутенко.

    Казнить нельзя помиловать?

    - На форуме областной прокуратуры по вопросам коррупции в этом году вы упоминали, что в последнее время отбывающие наказание коррупционеры стали чаще просить о помиловании – с чего такой вывод?

    - Это мои наблюдения как члена областной комиссии по помилованию. Причём в этих наблюдениях я беру весь комплекс коррупционных преступлений, которых порядка 30-ти. Мы чаще всего слышим о взятках. А ведь здесь и мошенничество (кстати, мошенники и просят больше всех о помиловании, а вообще, люди просят и освобождение от наказания, и уменьшение срока, и снятие судимости), и присвоение и растрата, и превышение должностных полномочий, и служебные подлоги. Это высокоинтеллектуальные преступления, не какой-то простой разбой.

    И, поскольку коррупционеры – люди, как правило, образованные, они более грамотно пишут ходатайства, приводят более убедительные доводы. Хотя есть и поразительные аргументы. Один из таких осуждённых за обман людей на более чем 20 млн рублей в разговоре тет-а-тет предложил мне: «Вытащите меня отсюда, а я дам вам 1 млн из тех 20-ти, и потом со всеми рассчитаюсь из других, спрятанных денег». Он в своё время хитрил по-крупному - и заигрался. Человеку ведь сколько ни дай, всё мало.

    Но, как правило, эти люди в местах лишения свободы ведут себя нормально: не нарушают режим, не поддерживают криминальную субкультуру. У них цель – быстрее освободиться. И они своим добропорядочным поведением действительно заслуживают всех предусмотренных законом поощрений.

    Им на зоне нелегко. Зная о характере преступления этих людей, другие заключённые постоянно подвергают их нападкам, на деньги разводят: «Ты же на воле наворовал - делись». Поэтому на форуме я говорила о том, что сейчас активно обсуждают создание отдельных колоний для коррупционеров.

    - Думаю, общественность не одобрит…

    - Это исключительно с точки зрения безопасности: во-первых, физической – самого коррупционера. Во-вторых, понимаете, у нас многие зоны рассматривают, как некую модель тюремных институтов. То есть осуждённые низкого уровня образования в этих местах начинают обучаться, в том числе, криминальному мастерству. Представьте, попадает туда же мошенник с массой незаконных схем в голове и начинает учить простого форточника сложным махинациям, которые тот, выйдя потом на свободу, будет активно применять.

    С другой стороны, высокообразованные люди, как никто, способны, заслужив уважение осуждённых, сплотить их, направить в законном, что ли, русле, обеспечить порядок. Это и сама охрана признаёт.

    - И коррупционера могут помиловать, если он об этом просит?

    - Да, могут, и миловали.

    - А вы сами с каким чувством миловали тех же коррупционеров?

    - Однозначно не отвечу, потому что учитываю разные факторы конкретного случая. Есть реально негодяи, а есть такие, как Деточкин: нарушив закон, направляют деньги в правильное русло. То есть вот юридические законы, а вот человеческие.

    Но вот, например, в отношении наркоманов, которые именно сбывают свой смертельный товар, я принципиально против помилования.

    - Но вообще, вы заранее как настроены: пощадить или нет?

    - Ну, вот на двух последних выездных заседаниях я уже на пути в колонию была принципиально против оправдания. Но читать материалы дела и лично беседовать с осуждённым - две большие разницы. Я редко меняю своё мнение, но на этих выездах поменяла его дважды.

    Блат в прошлом?

    - На уже упомянутом форуме отмечалось, что больше всего коррупции в области в образовании и медицине. У нас самые злостные взяточники – учителя и врачи?

    - Нет. Дело в том, что прокуратура оперирует статистикой, количеством преступлений. То есть за единицу берётся и врач, за 1,5 тыс. руб. сделавший поддельный «больничный», и подрядчик, своровавший на строительстве космодрома 400 млн рублей. И таких врачей может быть намного больше, чем крупных подрядчиков. Но суммы ведь несопоставимы.

    Кроме того, есть понятие скрытой преступности, незафиксированной. И с учётом этого, на 1 месте по коррумпированности стоят контролирующие органы, потом образование, медицина, сфера госзакупок, ЖКХ и т.д. Но это не значит, что в сферах, стоящих в «хвосте» списка, меньше воруют. Там более грамотно прокручивают схемы, которые остаются в «тени».

    - Нередко осуждённого коррупционера на 3 года отстраняют от руководящих постов. А потом он снова может руководить?

    - По идее, может. Но рискнут ли ставить этого человека на такую должность с учётом его прошлого? Он может заниматься чем-то, в чём пригодятся его знания и опыт, но былых высот в карьере ему не видать.

    Да и вообще, я за ротацию и омоложение кадров и против сидения десятилетиями на одной должности под предлогом опять же колоссального опыта. Мне кажется, оптимальный срок - 5-летка, а потом работника нужно перебрасывать в другую сферу, чтобы избежать профессиональной деформации.

    - По данным исследований психологов Университета прокуратуры РФ, коррупционеры, оказывается, больше всего ценят семью, любовь, детей, а благосостояние и власть отвергают. Зачем же они воруют?

    - Знаете, у многих из них ломка внутри происходит: он должен соблюдать закон, но у каждого есть своя ахиллесова пята – те же дети. Вот им надо помочь, но это реально, допустим, только с помощью административного ресурса или незаконной схемы. И тогда человек становится заложником ситуации. А некоторые дети, к сожалению, ещё и сами подталкивают родителей к сложному выбору.

    В области был страшный пример, когда мальчик из достаточно богатой семьи пошёл на насильственное преступление. И на допросе он сказал: «Вот теперь я посмотрю, как родители будут крутиться, отмазывать меня. У них вечно нет на меня времени – проверим, нужен ли я им, дорог ли». И, самое страшное, – ребёнка «отмазали».

    - Амурчане частенько ещё пытаются пристроить родственников на работу в администрацию или госучреждение…

    - С этим сейчас активно борются. В подобных случаях человека вызывают на конфликтную комиссию (в некоторых из них и я состою), и по нему принимаются решения, порой, довольно неприятные, вплоть до увольнения в связи с утратой доверия. А для госслужащего это чёрный шлейф на всю жизнь. Поэтому люди сейчас становятся более аккуратными и больше предпочитают принимать на работу профессионалов, а не блатных.

    - Я не раз слышал от амурчан восторженное: «А вот в Китае за коррупцию – смертная казнь! Вот бы у нас так же»…

    - Но большинство не знает, что ежегодно 20 тысяч коррупционеров эмигрируют из КНР и именно в Россию. Я была на процессе, в котором судили такого эмигранта. Его абсолютно не пугают тюремные сроки. Он рад! Во-первых, жизнь сохранили; во-вторых, в колонии он может работать и за счёт заработанного сможет свою семью в Китае содержать.

    Да, в КНР смертная казнь, а во многих европейских странах вообще хотят распространить целый комплекс негативных последствий на 2-3 поколения коррупционера: чтобы даже дети и внуки задержанного или осуждённого страдали в воспитательных целях. Не знаю, приведёт ли это к положительному эффекту. Мы уже проходили такой исторический этап, и успеха не добились. Нужен какой-то другой путь. Хотя и смертную казнь можно допустить, но очень выборочно, с очень тщательным расследованием, чтобы исключить судебные ошибки. Потому что и содержание такого преступника на зоне будет красной тряпкой перед глазами общества: «Вот на кого наши налоги идут!» И неизвестно, не принесёт ли он, освободившись, обществу ещё больший вред.

    - Ну, вот по результатам опроса, проведённого Генпрокуратурой РФ, 87% россиян одобряют ужесточение мер в отношении коррупционеров. А вы против этого?

    - Понимаете, это всё-таки обыденное непонимание граждан, которые не разбираются в юриспруденции, не знают нюансов законодательства, которые даже завидуют тем, кто ворочает, даже незаконно, большими деньгами. Ведь люди и так недовольны своими доходами, которые гораздо ниже зарплат строителей ГПЗ и космодрома. Их доходы поднимают средний уровень заработной платы по региону. В народе это вызывает возмущение: «У кого вы видели среднюю зарплату 45 тысяч рублей? У нас только 20-22 тысячи!»

    - Значит, вы не за ужесточение закона, а за его совершенствование?

    - Я считаю, коррупционера надо бить не тюрьмой, а рублём. Причём не просто штрафом. Он в системе наказания – самая мягкая мера. А его надо в этой вертикали поднять выше – скажем, к тюремному сроку. И сам штраф заплатить – само собой, но он идёт государству. А ты ещё и верни всю украденную сумму.

    -  Как замечают правоохранители, коррупцию поддерживают и те, кто взятки даёт. С другой стороны, это же реально облегчает жизнь! Значит, с жизнью что-то не так?

    - Действительно, я сама не один раз могла убедиться, что реально облегчает! И вообще довольно часто приходится стоять на распутье, когда знаешь, как надо делать, но не делаешь этого, иначе всё сильно усложнится. Можешь сколько угодно пропагандировать закон, но делаешь всё, чтобы быстро и эффективно решать свои бытовые проблемы. Ведь никто, по сути, не может запретить пробиваться в этой жизни, выживать.

    - Вы постоянно общаетесь со студентами - как нынешняя молодёжь относится к коррупции?

    - По-разному. Но, по большому счёту, и это доказывают результаты разных экспериментов, если у того же студента (даже будущего юриста!) возникла проблема, он готов поступиться своими принципами. И как это сломать, лично я такой идеальной модели пока не придумала.

    - И всё же власть пытается внушить молодёжи, что взятки – это плохо, немодно, в конце концов. А насколько легко молодёжи это внушить?

    - Легко! Зависит, конечно, от конкретных приёмов властей по агитации против коррупции. Личный пример самого представителя власти весьма эффективен. Влияют и его личные качества: если он, скажем, не только чиновник, но и спортсмен, значит, это в целом развивающаяся личность, то есть способная к самоорганизации – уже повод для уважения. А если это дополнительное занятие госслужащего импонирует простому человеку, тут может и до обожания дойти.

     

    Источник новости: http://2x2.su/society/article/im-tyazhelee-korrupcionerov-predlagayut-sazhat-v-o-158730.html

Популярная новость
Правила поведения при пожаре в местах с массовым пребыванием людей
18.03.2024 13:51 98

подробней »

Скрипт выполнялся 0.0904 сек.