Декабрь 2014 года стал рекордным по числу китайских туристов, приехавших в Амурскую область. Увеличение турпотока по сравнению с декабрём 2013 года произошло в два с половиной раза. С 1 по 23 декабря в Благовещенск из Хэйхэ прибыло 3 036 туристов, в прошлом году за эти же дни – 1 097 человек. По прогнозам, за 2014 год Амурскую область посетят 53 тысячи туристов из Поднебесной, в 2013 году – было около 38 тысяч. С чем связано такое увеличение турпотока, способен ли регион с ним справиться, его удержать, приумножить и обернуть себе на пользу – об этом и перспективах туристической отрасли в новых экономических и финансовых условиях корреспондент Амур.инфо побеседовал с министром внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области Игорем Горевым.
– Игорь Геннадьевич, такой наплыв китайских туристов, который мы сейчас наблюдаем в Благовещенске, связан с падением рубля?
– Вы, наверное, знаете, что в декабре Россию стали называть центром мирового шопинга. Цены в магазинах напрямую не увязаны с текущим валютным курсом и не успевают за долларом. К счастью для потребителей в Благовещенске очень высокий уровень конкуренции в торговле, и это не позволяет продавцам договариваться. Задерёшь цену – покупатель уйдёт к другому. К середине декабря сформировался серьёзный разрыв между курсом доллара и ценами на валютный товар. Этим пользовались все покупатели, в том числе китайские туристы.
– Но это же, скорее всего, кратковременное явление – наверняка скоро благовещенские предприниматели перепишут ценники в своих магазинах в сторону увеличения, уже переписывают?
– Да, условно говоря, эта ситуация до нового закупа, но она есть и китайские туристы этим пользуются.
– Получается, после Нового года предприниматели переписывают ценники – турпоток со стороны Китая в Благовещенск иссякает?
– Поток не остановится. Остановится этот всплеск, который мы сейчас наблюдаем. Рубль обесценился, где он остановится - мы пока не знаем, но в любом случае покупательская способность китайских туристов в этих условиях значительно выросла. Ожидается ещё одна волна туристов из КНР – в феврале, когда в Китае начнётся время новогодних канул. Но в любом случаем, положительная динамика устойчива из года в год. Этот «шопинговый ажиотаж» принёс нам примерно две тысячи дополнительных туристов.
– К нам едут туристы из провинции Хэйлунцзян?
– Если говорить о летнем туризме, то едет много туристов и из других китайских провинций. Сейчас – большая часть из провинции Хэйлунцзян. Хотя совсем недавно у меня была очередная встреча с представителями китайского турбизнеса из южного Китая. Чем ниже рубль, тем сильнее у них горят глаза от нашего туристического потенциала. Они активно приезжают изучать нашу ситуацию для значительных инвестиций в турбизнес.
- А ваши слова про миллион китайских туристов к 2022 году ещё в силе?
– Думаю, что это минимальный прогноз.
– У Благовещенска сейчас хватает возможностей принять большой поток туристов из КНР – хватает гостиниц, кафе, мест интересного шопинга, возможностей для доставки туристов из Хэйхэ в Благовещенск?
– Декабрьский поток – без проблем. Сейчас – примерно четверть потока августовского. В августе, когда в месяц в Благовещенск приезжает до 13 тысяч туристов из КНР, мы принимали их уже с трудом. Бывает и так, что не хватает мест в гостиницах. У существующей туристической инфраструктуры есть предел возможностей. В пиковые летние недели, когда дневной въезд туристов составлял 600 – 900 человек мы наблюдали, как она захлёбывается. Двухчасовое ожидание на таможне своей очереди трудно назвать туризмом. Не справляется гостиничный фонд, явно не хватает объектов показа, сувенирного сопровождения и много другого.
– К нам из КНР приезжают обеспеченные люди, средний класс – кто эти туристы?
– Люди побогаче могут приезжать, но они требуют определённого уровня комфортности, начиная с нашего пункта пропуска. К сожалению, уровень комфортности там сейчас такой, что они приезжают один раз и другим советуют больше не приезжать. Улучшения есть, но они медленные и незначительные. Например, переустановили программы пограничники – теперь быстрее идёт проверка. Одна из главных причин в другом – нет ритмичного поступления людей. Пришёл корабль – выпустили 250 человек и они тут же побежали занимать очередь перед стойками.
Сейчас идёт работа над проектом «Строительство трансграничной канатно-подвесной дороги через реку Амур между городами Благовещенск и Хэйхэ». Сроки реализации – это проектирование и строительство – 2015 – 2017 годы. Реализация планируется за счёт средств частных инвесторов – российских и китайских. Оценочная стоимость российской части канатно-подвесной дороги – около 3 миллиардов рублей. По моему мнению, именно после сдачи этого объекта в эксплуатацию мы получим взрывной рост въезда из КНР и соответствующий поток инвестиций в отрасль.
– В чём это выразится?
- Мы находимся в тесном общении с Ассоциацией туризма КНР и видим большой интерес и к канатной дороге и к «Золотой миле», обсуждаем с ними и другие крупные туристические проекты.
– Какие?
– Пока без комментариев.
- Но ведь дело не только в транспортировке туристов. Мы уже говорили о том, что туристическая инфраструктура в Благовещенске сейчас очень скромная…
– Да, возникнет потребность в дополнительных гостиничных местах – потребуется не менее 3 тысяч мест. Это примерно 10 – 15 дополнительных гостиниц. Понадобятся дополнительные туроператоры в области, работающие на въездной туризм.
На самом деле, для реализации нашего потенциала нужно решить всего три задачи: «как добраться» – приграничная транспортная и пограничная инфраструктура должны быть качественно лучше, нужны мост, «канатка», новые пункты пропуска; «где жить, что поесть, что купить» и «что посмотреть» – нужно создавать объекты показа.
- Последнее, насколько я понимаю, задачи «Золотой мили» и «Маленькой Венеции»?
– Не только. Разработана концепция развития туристско-рекреационного кластера «Амур» в Амурской области. Она утверждена губернатором. В ней предусмотрены два этапа реализации. Первый этап – 2014-2018 годы – создание двух ключевых объектов кластера, которые должны обеспечить развитие туризма в месте пересечения российско-китайской границы именно в Благовещенске. Это «Золотая миля» (общая стоимость проекта – 11,9 миллиардов рублей; расчётный срок окупаемости – проекта 7-8 лет – Прим.ред.) и создание тематического комплекса «Маленькая Венеция» (общая стоимость проекта – 6,3 миллиарда рублей; расчётный срок окупаемости проекта - 10 лет – Прим.ред.). Второй этап – это 2019-2025 годы – формирование локальных туристских зон и подготовка новых проектов кластера на территориях других муниципальных образований.
– Сейчас, на этом этапе – что привлекает китайских туристов у нас кроме дешёвого декабрьского шопинга?
– Привлекает Россия сама по себе. Великая русская культура – музыка, архитектура, живопись – это часть великой европейской культуры. Мы очень далеко выдвинутая на восток часть европейской цивилизации. Наши предки оставили нам красивейшие здания, уютный, удобный город. Бережно сохранять, тактично, с умом дополнять это богатство – наш долг и перед нашими предками и перед будущими поколениями. Замечательно, что поступая именно так, мы в наибольшей степени способствуем и развитию туризма.
– Вместе с растущим турпотоком из КНР, есть иссякающий из России в Китай. В частности из Благовещенска в Хэйхэ насколько меньше выехало россиян?
– Число выездных туристов в декабре сократилось примерно в три раза. Есть дни, когда границу из Благовещенска в Хэйхэ не пересекает ни один визовый или безвизовый турист. Это тоже своего рода рекорд. Мы сейчас мониторим ситуацию. В последние годы отрасль росла довольно быстро – более 50 компаний и более 300 человек. 21 компания – операторы международного безвизового туризма. По нашим данным пока только одна компания ушла с рынка, но есть ожидание опасной ситуации в январе – феврале 2015 года. Хотя это не только туризма касается. Здесь, конечно, включаются все методы экономии, какие только могут быть – переводы сотрудников на неполный рабочий день, в неоплачиваемые отпуска, сменная работа, очередные отпуска, есть данные о закрытии дополнительных офисов продаж. В общем, все методы сокращения расходов, которые можно применить, в компаниях уже применяют.
– Но нет ощущения того, что в скором времени эта тревожная ситуация перестанет быть тревожной. Туристический бизнес в Амурской области сможет, вообще, пережить этот кризис – беднеющих россиян, которым не до путешествий?
– Надо переориентироваться на въездной и внутренний туризм. Это, разумеется, связано с затратами. Нужны средства размещения, автобусы, сувенирная продукция и прочее. Мы говорили все эти 3 года, что ситуация такая наступит. В 2012 мы нашли возможность поддержать турбизнес государственными субсидиями. С их помощью две турфирмы купили несколько новых туристических автобусов. Мы давали гранты по полмиллиона туристическим компаниям для своих проектов по развитию внутреннего туризма. И с трудом находили желающих. Понятно, что это как нефтяная игла – когда рос бизнес именно на выезде людей, на вывозе денег за границу и будущее казалось безоблачным – никто не думал про стратегию. Сейчас самое время это сделать.