Среда, 13 Августа 2025
 
Архив новостей
2025
Август  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Партнёры
  • "Простые вопросы": Аркадий Охлопков, активный борец за права эвенков
    30.06.2009 00:00 301

    Ведущий — Павел Савинкин:

    Когда заходит житейский разговор о малых северных народах, что приходит на ум? Пожалуй, анекдоты про наивных чукчей, нанайцев и эвенков. Ну, еще оленьих стадах и каюрах. Еще мы знаем, что эти люди если и стреляют на охоте белку, то обязательно в глаз – чтобы не портить шкурку. В общем, сказочные фольклорные были-небылицы. Близки ли наши представления о жизни эвенков к истине, мы узнаем у главы семейно-родовой общины из Селемджинского района Аркадия ОХЛОПКОВА.

    - Нечасто на наших улицах можно встретить настоящего эвенка. Что за нужда заставила вас покинуть родную, привычную и, главное, понятную вам северную тайгу и приехать сюда, в каменные джунгли?

    - Заставили, прежде всего, наши проблемы. С этими назревшими проблемами я борюсь уже давно – порядка 30 лет, наверное. Официально борюсь. У нас большие проблемы и просвета никакого нет в нашей жизни.

    - Давайте чуть подробнее: вы живете в селе Ивановское?

    - Да.

    - Большое ли это село, сколько примерно в нем жителей?

    - Население села смешанное. Коренных народов – нас, – как таковых, примерно одна треть от всего населения.

    - Это чистые эвенки?

    - Да, а остальные люди уже пришлые, которые работают на золотодобыче – старатели, приезжие. Есть и старожилы, но очень-очень мало. Те, кому от 20 до 40 лет, уезжают.

    - Вы сами – старожил в этом селе?

    - Я там родился и вырос. Конечно, старожил.

    - Сколько вам лет?

    - Мне сейчас 67 лет.

    - Вы в почтенном возрасте, вы – эвенк-долгожитель. Какие проблемы окружают вас там, в селе? Всегда ли там были проблемы, о которых вы хотите рассказать?

    - Самая актуальная проблема – что мы, как народ, как этнос, выживаем и вымираем. Благодаря только лишь тому, что наше выживание – это сплошная добыча золота. Именно по этой причине уничтожается среда нашей жизни. Мы же таежники, в тайге живем. Как рыба может жить без воды? Ведь мы тоже часть тайги. Мы не можем жить без тайги. Она – наша кормилица, наша мать. И в этом плане мы, можно сказать, уже выживаем. Наша смертность превышает рождаемость в два раза – это официальные данные.

    - Я чуть-чуть прерву Аркадия Афанасьевича: речь идет конкретно о вашем селе или у вас есть данные о всем вашем этносе?

    - Я обладаю данными – у меня, вот, документация есть. За кратчайший срок, в течение каких-то пяти лет, в Амурской области нас было 2 000 человек. В настоящее время нас осталось 1 200 человек. Почти 800 человек вымерло за кратчайший срок. Вот почему я и говорю. Это – официальные данные, это не я придумал.

    - Мы записываем программу и пытаемся найти истину. Кого мы будем считать виновным в этом?

    - Я могу прямо сказать: виновным в этом считается та система, то правительство, которое планомерно уничтожает наш этнос.

    - Аркадий Афанасьевич, вы говорите, что в ваше село, в ваш быт, в вашу жизнь вошли золотопромышленники. Из-за этого в том числе сокращается население. Но само государство от золота не откажется.

    - Это естественно, это понятно. Но если не откажется, то пусть хотя бы добывали золото так, как это положено делать. Рекультивацию земель проводило, не нарушало бы экологических требований. Хотя бы. И потом, если бы золотодобытчики, как положено федеральным законом, выплачивали нам компенсацию, как это положено в разумных странах, то мы бы уже не вымирали.

    - Вы приехали сюда для того, чтобы выполнялись законы Амурской области, касающиеся малых народностей?

    - Да, именно поэтому.

    - Вы приехали бороться за свою жизнь?

    - Да. Есть федеральный закон, и его надо выполнять. И амурский закон тоже надо выполнять.

    - Добиться правды, надо сказать, достаточно сложно. Не потому ли, как мне рассказали мои коллеги-журналисты, вы однажды открыли стрельбу? Если можно, поподробнее об этом.

    - Это было от безысходности.

    - Расскажите, как все было.

    - Я писал во все инстанции, ездил в Москву, у меня есть целая кипа всяких отписок, но ничего не выполняется. Есть закон, но он не выполняется, он везде имеет «рамочный» характер. Везде написано, что в отношении наших народов законы не действуют. Ни один. Хотя они и пишутся. Это пустая говорильня. Это и есть лоббирование крупного бизнеса в нашей добыче золота. Потому что никто не хочет, чтобы у него кусок изо рта вырывали.

    - Ваша борьба не дала результатов, чтó вы тогда предприняли?

    - От безысходности я взял ружье, пошел и сказал: «Ну что, я же предупредил». Они роют там, где у нас были захоронения. Мы кинулись, чтобы перезахоронить, и не нашли их. Уже с землей сравняли.

    - Могил ваших предков уже не существовало.

    - Да, это вандализм! На федеральном уровне уже. Тут не виноваты старатели или еще кто-то. Это церберы, они просто исполнители. А все это делает Российская Федерация.

    - И тогда вы пошли за оружием?

    - Да, поэтому я взял ружье. Рыба гниет с головы, а чистить ее начинают с хвоста. Вот и решил – всех разгоню, поднимется большой шум, начнется разбирательство, может даже судебное.





    Источник новости: http://www.amur.info/easy/2009/06/30/1331.html

Популярная новость
В Тындинском округе открыли проезд для большегрузов по трассе «Лена»
11.08.2025 20:47 173

Протяженность объездного пути — 400 метров

подробней »