Ведущий — Александр Ярошенко:
Добрый вечер! В нашей студии часто бывают люди как минимум незаурядные и зачастую с особой жизненной философией. Сегодня у нас такой гость. И свои вопросы я задам муфтию Дальнего Востока ХАМЗЕ-ХАЗРАТУ.
- Судя по вашему лицу, вам досталась от Господа Бога славянская внешность. Наверное, при рождении имя было другое?
- Да, вы абсолютно правы. При рождении у меня было имя Валерий. Им нарёк меня мой дедушка. Но так как у меня мама татарка, а папа русский, то, когда пришёл период выбора, он пал в пользу ислама, соответственно я поменял имя на Хамза.
- А фамилия?
- Фамилия так и осталась Кузнецов. По документам Хамза Андреевич Кузнецов. Это у многих вызывает недоумение и удивление, но зато запоминают быстро.
- Где прошло детство?
- Детство прошло в Хабаровске, потом учился в Чегдомыне.
- То есть дальневосточник?
- Да.
- Дальний Восток – край, наверное, атеистический, тем более для ислама места в нём немного. Почему ислам вошёл в жизнь парня Валеры Кузнецова настолько сильно, почему вы приняли его в своё сердце?
- Когда я принял, осознал религию, основы ислама, я прочитал Коран. Я целый год искал перевод Корана. Вот прочитав его, многое понял и уехал учиться в медресе в Татарстан. Когда закончил его, меня послали обратно с полномочиями заниматься религией сначала в Хабаровске, потом по Дальнему Востоку.
- Как просто становятся муфтием на Дальнем Востоке: поехал, отучился, меня послали – всё.
- Конечно, многое сделалось. Не сразу меня послали муфтием. Сначала я был рядовым, хазратом, учителем основ ислама, затем я стал имам-хатыбом города Хабаровска и только потом муфтием Дальнего Востока.
- Как мусульмане относятся к Иисусу Христу?
- Для нас это святой, миссия, посланник Всевышнего Творца. Рождён был без отца, как знамение всевышнего Аллаха. То есть об Иисусе в Коране вспоминается во многих местах, много о нём знаем, согласны с его учением и идём по его учению, ни в чём не противореча.
- Какое место в мусульманском мире занимают женщины?
- Самое высшее. Мы за своих женщин жизнь отдадим не думая. Есть стереотипы, национальные обычаи, и важно не путать ислам и обычаи. У многих народов есть такое, когда женщина должна быть в подчинении. Ислам говорит «нет» этому, ислам говорит о равноправии всех.
- Я два года назад был в Узбекистане. Женщину на пол не зовут, сидят мужики и говорят им «подай», «принеси», «чего вертишься».
- Я ещё раз повторю: национальное и ислам – это разное.
- Но ведь узбеки – мусульманский народ?!
- Но у узбеков, таджиков и кавказцев могут быть разные традиции. Ислам – есть ислам, закон, но есть и ещё народные традиции.
- Сегодня на уровне обывателя есть такой стереотип, что с именем Аллаха совершаются многие террористические акты. Якобы террористы идут со словами «Аллах Акбар» и подобными. Как ислам относится к терроризму вообще?
- К терроризму, как и любая религия, отрицательно. Мы гневно клеймим подонков, которые совершают теракты с именем Аллаха, прикрываясь Кораном, религией. Это секта Вахабия, с которой мы боремся изначально. Вроде бы получается, потихоньку их очаги локализуем. Естественно, это борьба, невидимая другим. То, что взрывают и называют шахидом, это абсолютно далеко от истины, потому что шахид – человек, умерший за веру, защищающий родину, свой край, свою семью. Сегодня мы посетили город Райчихинск. Там есть человек, который умер за свою родину. Он ингуш по национальности. Год и восемь месяцев его тело искали и только недавно нашли и сообщили нам об этом. Он пограничник, умер, защищая границу Российской Федерации. Умер в схватке с китайцами. Это выяснилось буквально недавно. Его фамилия Яндиев Магомед Тахирович.
- Вот это шахид?
- Вот это настоящий шахид. Он умер за родину.
- А в метро которые взрывают? Они не имеют ничего общего с этим?
- Абсолютно ничего общего не имеют. Это политика, направленная на разжигание межконфессиональной вражды в России.
- О чём вы просите Аллаха в своих молитвах?
- Обо всём, что пожелаем, кроме мирского. Иной раз можно и мирского, но с оговоркой о том, чтобы принесло нам пользу.
- Здоровья просите?
- Да. Но для того, чтобы служить, участвовать, жить и помогать.
- Ваши родственники – люди других конфессий. Как вы за них молитесь?
- Молимся, чтобы Всевышний направил их и простил их прегрешения.
- Можно молиться за них, если они не мусульмане?
- Можно молиться о том, чтобы Всевышний направил их на этот путь.
- Православие ортодоксально: если не крещёный, то молиться в церкви нельзя, свечку ставить нельзя. Ислам консервативен в этом плане?
- Есть такое, мы всё-таки проявляем заботу обо всех людях.
- Вы первый раз в Амурской области как муфтий?
- Да.
- Если сравнить с населением, мусульман у нас очень мало живёт?
- По нашим данным, здесь от 20 до 23 тысяч мусульман. Это нормальная цифра. В Хабаровске 40 тысяч мусульман.
- Это кто ходит на собрания и так далее?
- Нет, это этническая цифра.
- Как проходит ваш день?
- Встаём до восхода солнца, совершаем молитву, потом, если есть возможность, можно и поспать, потому что слишком рано встаём. Потом обычные дела, повседневные заботы, мечеть, уроки – я преподаю, у нас в медресе 20 учеников учится в Хабаровске. Всё с перерывами на молитвы, потом семья, дом. В выходные тоже семья и дом.
- Ваша семья?
- Моя семья – это жена-татарочка и четверо детей.
- Чего вам хочется от жизни?
- Сразу не могу сказать.
- Когда начинаешь думать, сразу начинаешь выдумывать. Сразу, на подсознании, что?
- От жизни в принципе ничего. Всё есть.
- Спасибо за беседу.
Это были «Простые вопросы» для дальневосточного муфтия Хамзы-хазрата – человека, которому от жизни по большому счёту уже не хочется ничего. Я желаю вам всего доброго. Берегите себя.
Источник новости: http://www.amur.info/easy/2010/06/10/1599.html
Она попала под пассажирский поезд