Ведущая — Оксана Руденко:
Здравствуйте. А вы знаете, где торгуют смертью? Если знаете, то звоните. В Амурском управлении наркоконтроля работает горячая линия, сообщения о наркопритонах принимают круглосуточно по телефону: 44-88-35.
Насколько эти горячие линии действительно эффективны и помогают бороться с наркоманией – об этом будем говорить сегодня в «Простых вопросах». И моя гостья – Елена Геннадьевна ГРИШАНОВА, начальник отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики.
- Елена Геннадьевна, расскажите, как эта линия работает? Там есть автоответчик?
- Да. Линия работает в горячем режиме, круглосуточно. В дежурной части управления стоит автоответчик, который реагирует на все сообщения, которые поступают.
- Прослушивается автоответчик и как часто?
- Автоответчик работает в режиме звука. То есть когда поступает какое-то сообщение, на которое нужно отреагировать немедленно, оперативная группа сразу же выезжает.
- Людей интересует, насколько эти звонки анонимны, насколько сохраняется анонимность. Потому что человек сообщает о своём соседе, который по подозрению, предположим, продаёт наркотики, и естественно, что человек потом не хочет иметь проблемы со своим соседом.
- Я хочу отметить, что анонимность соблюдается полная. По крайней мере за прошлый год поступило достаточно много сообщений, на которые была соответствующая реакция, и люди привлекались к уголовной ответственности по этим сообщениям, и о тех людях, кто передал эту информацию, кто помог совершить правосудие, никто не узнал. По крайней мере в органы прокуратуры жалоб на наши какие-то противоправные действия ни разу не поступало.
- Вы такую горячую линию проводите третий раз. Сколько звонков поступило в прошлом году?
- В прошлом году поступило более трёхсот звонков. Из них практически двести представляли именно оперативный интерес.
- То есть сто были «пустые»?
- Не то чтобы «пустые». Не всегда сообщается точная информация.
- Что нужно сообщать?
- Адрес, время, место и лицо, совершавшее это преступление.
- Двести раз вы выезжали?
- Естественно, ведь каждая информация проверяется. Но дело в том, что периодически поступает информация, которой мы уже располагаем. Просто звонок является лишним доказательством того, что действительно наши подозрения были верны.
- По этим звонкам были уголовные дела? Сколько было уголовных дел?
- В прошлом году было возбуждено более сорока уголовных дел. Из них практически 18 – в отношении притонов.
- Сколько из них дошли до суда?
- Они все дошли до суда.
- А сколько людей посадили? Есть у вас такие данные?
- Привлечено к ответственности?
- К уголовной ответственности.
- Не обязательно человек должен быть лишён свободы. Уголовная ответственность бывает и условная.
- Тогда сколько человек получили какие-то сроки либо были привлечены к уголовной ответственности?
- Больше тридцати человек.
- Мы провели свой мини-соцопрос. Мы вышли на улицу и спросили людей, какие меры, по их мнению, помогут помочь действительно побороть наркоманию. Получили вот такие ответы:
«Законодательство надо очень хорошее сделать, строже спрашивать», «Наверное, прежде всего воспитательные меры. С детства надо воспитывать так, чтобы человек не занялся этим, употреблением наркотиков. Это самое эффективное», «Наверное, показательные наказания, может быть, должны быть», «Пересадить всех. Коноплю вырубать надо, а больше никак не избавишься от них», «Рабочие места нужны, чтобы был человек занят», «А как с ними бороться?! Их везде хватает. Всегда были и будут. С ними никак уже бороться нельзя. Это раньше надо было».
Вот это мнение народа. А на ваш взгляд, взгляд человека, который непосредственно с этим работает, какая мера могла бы навести порядок в этой сфере?
- Я согласна с двумя из оппонентов. Во-первых, это несовершенство нашего законодательства. Потому что, если вернуться к тем же самым притонам, то содержание притонов считается преступлением средней тяжести и наказание за это условное, как правило. Даже у нас в городе Благовещенске сложилось так, что большинство – это условное наказание. То есть они остаются по месту жительства и продолжают заниматься тем же. Если возбуждают второе и третье уголовное дело, то только тогда человек лишается свободы. Допустим, по прошлому году факт такой, что в отношении одной из жительниц Благовещенска третий раз было заведено уже уголовное дело. Как раз нам очень сильно помогла горячая линия. То есть был ликвидирован опийный притон на улице Комсомольской, и дама попала в колонию-поселение в настоящее время. По крайней мере сейчас у соседей есть четыре реальных года отдохнуть без неё. Но она ведь вернётся.
Кроме того, у нас не предусмотрено законодательством обязательное тестирование. Если бы было введено законом в действие обязательное тестирование при прохождении диспансеризации в школах, при прохождении медосмотров при устройстве на работу. Это являлось бы своеобразным барьером для людей, употребляющих наркотики.
- Человек уже боялся бы, что его могут вычислить.
- Естественно. А вот от безнаказанности мы получаем на сегодняшний день такую картину. Тем более что один наркоман, как известно, за год вовлекает до десяти-пятнадцати человек.
- У вас такая статистика?
- Есть такая статистика. Гашишный наркоман вовлекает в потребление наркотиков гораздо больше людей, потому что наркоманами не становятся в одиночку, наркоманами становятся коллективно. Это своеобразный клуб по интересам. То есть это законодательство. Это раз.
Второе, это обязательно профилактика. Причём профилактика должна начинаться не в то время, когда ребёнок уже соображает, когда он уже поступил в институт, и ему где-то в учебных заведения пытаются что-то вдалбливать. Профилактика должна начинаться с пелёнок. Взять ту же самую набережную в городе Благовещенске, когда мама гуляет с коляской, в одной руке у мамы сигарета, в другой – бутылка пива. С этого всё и начинается, то есть ребёнок привыкает к тому, что маленькие шалости – это вроде как не сильно страшно. И дальше всё идёт по накатанной. И, как правило, проблемные дети, которые остаются, допустим, без попечения родителей. Именно с них начинается малолетняя наркомания. Допустим, на сегодняшний день у нас в области есть пятилетние дети, у которых есть установленный факт употребления наркотических средств. Это, как правило, дети из неблагополучной семьи.
- А что они курят, марихуану, или что?
- Да, это гашишные наркоманы. Их приобщают старшие товарищи. Это дети, которые находятся без надзора родителей.
- Сколько у нас в области наркоманов состоит на учёте? Есть такие цифры?
- На сегодняшний день, допустим, на 1 января 2010 года всего состоит на учёте с диагнозом «наркомания» 2 900 человек. Это те, кто состоят на учёте официально.
- А сколько подростков?
- Подростков более трёхсот человек. Но тенденция идёт к снижению подростковой наркомании. Уменьшается детская и подростковая.
- Как думаете, с чем это связано?
- Очень много профилактических мероприятий проводится.
- Какие виды наркотиков у нас часто употребляют?
- Естественно, это гашишная наркомания.
- Это конопля?
- Да, поскольку у нас собственная сырьевая база. И как с ней ни борись, конопля – такое хитрое растение, что если в этом году уничтожили практически полностью, оно на следующий год вырастет всё равно. Огромные деньги тратятся. В прошлом году на уничтожение конопли потрачено более пяти миллионов, в этом году практически такая же сумма.
- Насколько это эффективно, если, как вы говорите, что уничтожим, а на следующий год она опять выросла? Деньги потратили, конопля растёт там, где росла.
- Идёт реальное сокращение сырьевой базы. У нас даже по цифрам изъятия наркотических средств идёт тенденция к снижению. То есть наркотики из оборота снимаем.
- У вас есть цифры, сколько притонов существует в Амурской области, которые вы, например, не можете закрыть, потому что много препятствий для этого?
- Такой конкретной цифры нет.
- Сколько вам известно?
- Нам известно достаточно большое количество притонов, дела по которым сейчас находятся в разработках. Естественно, озвучивать их никто не будет, поскольку документирование притонов – это очень серьёзная, очень кропотливая работа. Это нужно доказать, что он существует не один день, что это неоднократное посещение, что там идёт стабильная работа по реализации наркотических средств.
- Как вы это доказываете, своих людей засылаете? Я понимаю, что это нюансы оперативной работы, которые нельзя разглашать, но тем не менее?
- И такое тоже бывает.
- Это очень сложно доказать, что это притон?
- Доказательная база – это очень сложно.
- Откуда к нам идут наркотики?
- Я уже говорила, что у нас собственная сырьевая база, поэтому 99 процентов наркотических средств в Амурской области это наркотики канабисной группы собственного производства. А в последнее время поступают тяжёлые наркотики, такие как героин. Если раньше героин, допустим, даже два-три года назад, изымался только в Тынде, поскольку это транзит на Якутию, железная дорога, и были случаи изъятия транзитом, то есть наркотик изымался в Белогорске в поезде, то сейчас есть такая тенденция, что наркотик пошёл не только в крупные города, есть факты изъятия тяжёлого наркотика, героина, уже в районах области – в Тамбовском, Ивановском. Даже есть такая информация, что наркотики, такие как героин, меняются на наркотики канабисной группы, на гашишное масло.
- Товарообмен пошёл?
- Да. Клуб по интересам меняется.
- Сколько будет работать горячая линия?
- Горячая линия работает в течение месяца, а телефон работает постоянно.
- Да, потому что месяц закончится, и потом куда звонить, куда стучаться, что называется?
- Звонить на этот же самый телефон, 44-88-35, реакция будет та же самая.
- Спасибо за беседу, что подробно всё объяснили. А зрителям я хочу сказать, будем надеяться, что такие горячие линии окажутся эффективными, и жить нам станет спокойнее и главное – безопаснее.
Желаю вам всего хорошего, до свидания.
Источник новости: http://www.amur.info/easy/2010/06/17/1607.html
Протяженность объездного пути — 400 метров