Ведущая — Оксана Руденко:
Здравствуйте! Третьего июля президент Российской Федерации кратковременно побывал в Благовещенске. Успел выслушать просьбы и жалобы, начиная от простых жителей, заканчивая главами районов и городов области. Какое впечатление оставил после себя этот визит, поговорим сегодня с моим гостем. Этот человек непосредственно общался с президентом – глава Бурейского района Павел ШТЕЙН.
- Павел Семёнович, после этой встречи, я имею в виду встречу президента и глав городов и районов, сложилось некое мнение, что президент остался недоволен. То есть он ожидал, что вы поможете ему, как можно усовершенствовать законодательство в плане муниципального управления, а в итоге он услышал только просьбы и, как правило, финансового характера. Вы согласны с этим мнением или нет?
- Мне трудно сказать, остался президент доволен или нет, поскольку как-то явно он своё недовольство не выражал. Но то, что в своём вступительном слове он ставил перед нами несколько иную задачу, это факт.
- Вы готовились к другому?
- Да. Но я могу сказать так: те вопросы, которые поставил президент, в кратких выступлениях в течение пяти минут просто невозможно осветить. Это первое. Во-вторых, предложений по 131 закону, по совершенствованию, на что делал упор в своём вступительном слове Дмитрий Анатольевич, мы посылаем массу и через депутатов Госдумы и Совета Федерации.
- И в правительство посылаете?
- И в Совет Федерации, в Государственную Думу. Поэтому при наличии определённой политической воли и желании рассмотреть это можно было бы сделать, даже не встречаясь с главами.
- Вы считаете, что это была игра на публику?
- Нет, я не считаю, что это игра на публику. Я думаю, что наши инициативы до президента не доходят. Но мы использовали эту, прямо скажем, уникальную историческую возможность для того, чтобы решить кое-какие вопросы в интересах области, в интересах районов и городов, что в принципе в полной мере соответствует 131 закону.
- Какие конкретно вопросы вы решили?
- Какие конкретно решил, ещё рано говорить, поскольку мы не видели протокол поручений президента, а вот какие ставил, я могу сказать. Прежде всего это строительство Нижнебурейской ГЭС. Вы знаете, в 131 законе есть статья, которая говорит, что в полномочия муниципальных образований относится разработка и выполнение комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований. Вот строительство Нижнебурейской ГЭС в полной мере соответствует этой формулировке закона. Потому что ГЭС – это не только энергетический объект, который и после строительства позволит решить большой комплекс проблем, в том числе и социальных (оптимизация тарифов и так далее), но и в период строительства, поскольку это рабочие места, это заработная плата, и, в конце концов, это отчисления в бюджет района, это формирование доходной базы.
- Павел Семёнович, почему так получается: для того чтобы решить какие-то проблемы на местах, нужно обращаться к президенту?
- Это касается не всех проблем. Всё-таки справедливости ради большинство проблем решается на месте. А вот если вы были на встрече, то обратили внимание на то, что президент тоже подчеркнул, что это проблема не районного уровня, это проблема федеральная. Действительно, в данной ситуации мы на протяжении многих лет пытались и пытаемся решить эту проблему и с правительством, и с «Русгидро», раньше это называлось РАО «ЕЭС России», и так далее. Действительно, здесь нужна политическая воля президента, и я думаю, что мы всё-таки в десятку попали.
- В десятку тех просьб, которые он запомнил?
- В «десятку попали» в том плане, что я очень надеюсь, что просьба будет решена положительно, что президент нас услышал.
- Всё равно не могу понять – может быть, у нас система такая, – почему фраза «нет денег» чаще всего звучит от руководителей разных уровней. Мы всё время вынуждены побираться у Москвы? Почему так? Что неправильно?
- Я вам объясню. Кстати, своё выступление я с этого и начал и президенту об этом сказал. Я привёл ему конкретную цифру. Бурейский район за шесть месяцев заплатил налогов во все уровни бюджетов 1,6 миллиарда. Один район заплатил 1,6 миллиарда! А в распоряжении района осталось всего 70 миллионов, меньше четырёх процентов. Вот такой у нас закон, вот такой у нас Налоговый, вот такой у нас Бюджетный кодекс.
- Мы отдали, а потом просим свои же деньги?
- Да. Москва сама создала такие условия. Может быть, Москве это и выгодно, чтобы мы туда всё отдавали, а потом ходили с протянутой рукой, просили. Да, это объективная реальность, и сегодня это действительно так.
- Вы руководите районом уже больше тринадцати лет.
- Да.
- И эта система началась задолго до вас?
- В какой-то мере да. Но особенно она усугубилась с 1 января 2005 года. До 1 января 2005 года действовали другие законы…
- Больше денег оставалось на местах, да?
- Да, другие нормативы отчислений от налогов муниципальных образований. И я скажу, что район был вполне самодостаточным. Я не могу сказать, что нам на всё и вся хватало, но, по крайней мере, решать основные вопросы жизнеобеспечения, жизнедеятельности и даже развиваться нам денег хватало. Но потом пресловутый 120 закон всё поменял, и мы остались с тем, с чем остались, поэтому и просим.
- На ваш взгляд, почему так делается?
- О, это сложно. Это вопросы большой политики.
- Вы опасаетесь об этом говорить?
- Не то что опасаюсь…
- Ваше мнение? Мне интересно услышать ваше мнение.
- Я люблю шутить: «Есть два мнения, моё и неправильное». Вот моё мнение, что это решение неправильное. И, по-моему, это понимают все. И это не только моё мнение. Если мы почитаем журнал, допустим, «Российская Федерация», очень хороший журнал, если почитаем общефедеральную газету «Местное самоуправление», на эту тему есть много публикаций и учёных, и профессионалов, и депутатов, кстати, и Госдумы, и Совета Федерации. Но, к сожалению, кому-то не хватает политической воли внести изменения и сделать, так сказать, реверанс в сторону местного самоуправления.
Кстати, вот эта ситуация, которая на федеральном уровне, один к одному проецируется и на уровни субъектов Федерации. И Амурская область в этом не исключение. Всё-таки основная доля остаётся в бюджете области, хотя и говорят, социальная направленность, но…
- Иными словами, у муниципалитетов остаётся очень мало?
- Я вам скажу так, чтобы не затягивать время: наш бюджет позволяет нам платить заработную плату работникам бюджетной сферы и оплачивать жилищно-коммунальные услуги. Всё. Больше ни на что денег в бюджете нет.
- Павел Семёнович, вы были у нас в «Простых вопросах» в 2004 году. Мы нашли свои архивы, очень интересный фрагмент программы:
- За вашими плечами работа в Совете Федерации. На ваш взгляд, нормальные, достойные законы принимаются? Они во благо человека или больше популистские?
- Моё твёрдое категоричное мнение: законы вульгарные. Они, во-первых, не отвечают интересам большинства населения страны; во-вторых, они идут вопреки действующей сегодня Конституции, которую в 1993 году приняли. Хорошая она или плохая, но она на сегодня есть. И Конституция обладает высшей юридической силой. Законы не должны ей противоречить. А они противоречат. У нас по Конституции – социальное государство. Соответственно, не должны приниматься законы, ухудшающие социальное положение населения.
Павел Семёнович, этот разговор состоялся шесть лет назад. Сейчас вы изменили своё мнение или по-прежнему считаете, что законы создаются не для людей?
- Вы знаете, в принципе всё то, о чём я говорил тогда, актуально и сегодня.
- Ничего не изменилось за шесть лет?
- Меняться-то, конечно, меняется, где больше, а где меньше. Скажем, темы образования и здравоохранения. Сегодня вышел закон об автономных учреждениях. Это не в той мере, как планировалось тогда, когда я выступал. Тогда действительно шла речь полностью перевести на платное. Сейчас это несколько иначе. Это оплата будет за муниципальные услуги, из бюджета, а всё остальное больница должна зарабатывать сама, школа должна зарабатывать сама. То есть это элементы платной медицины, платного образования. В высшей школе, вы сами знаете, и все знают, и телезрители знают, что с каждым годом количество бюджетных мест уменьшается и уменьшается. Поэтому всё актуально.
- Как вы считаете, от кого это зависит?
- От всех.
- Но в первую очередь от кого?
- По Конституции у нас внутреннюю и внешнюю политику определяет президент Российской Федерации.
- Почему тогда вы не сказали это ему прямо в глаза? Вы общались с ним!
- У меня была другая задача. Мне нужно было решить вопрос по строительству Нижнебурейской ГЭС, получить деньги на окончание выполнения программы подготовки водохранилища Бурейской ГЭС, потому что в составе этой программы много, в том числе и социальных объектов; и ограничение времени. Поэтому, извините, за пять минут охватить огромный вопрос нельзя. То, что вы говорите, каждое ваше слово, каждое ваше предложение, это глобальная проблема, которую за пять минут никогда не скажешь. И лучше тогда не пытаться её обозначать.
- Сейчас не жалеете, что не использовали шанс? Когда ещё с президентом будете общаться!
- Нет. Я абсолютно не жалею. Я считаю, что свою задачу выполнил. Ту задачу, которую я сам перед собой ставил и которую ставил передо мной губернатор, я выполнил. Я её выполнил в интересах населения и Бурейского района, и Амурской области в целом, и в какой-то мере в интересах жителей Дальневосточного региона.
- Павел Семёнович, сейчас актуальна тема назначения сити-менеджера в Благовещенске. У нас за последние несколько месяцев кардинально поменялась система управления городом, у нас теперь будет не избранный мэр, а назначаемый сити-менеджер. Если будут продолжать нанизывать всех на эту вертикаль власти, в районах тоже отменятся выборы и будут назначать сити-менеджеров, как вы на это смотрите?
- Лично моё мнение следующее: закон это разрешает, это всё в соответствии со 131-м законом, там есть такая норма. А как я к этому отношусь? Лично я к этому отношусь отрицательно.
- Почему?
- Объясняю. Работа главы администрации Амурской области – это не синекура, извините меня. Там хлеб очень чёрствый. Такие сухари, что можно зубы сломать. Это очень тяжёлая работа с громадным объёмом ответственности, многоплановая. И кто её будет оценивать? Депутаты? А что, там профессионалы-управленцы сидят, они так глубоко разбираются во всех вопросах: гражданской обороне, мобилизационной готовности, медицине, здравоохранении, инженерно-коммунальном хозяйстве и массе других вопросов? Это первое.
Второе, глава администрации в силу своей занимаемой должности, в силу обстоятельств, которые на сегодня реально существуют, он порой должен принимать и непопулярные решения. Так же, как и президент, так же, как и губернатор. И никуда ни президенту, ни губернатору, ни мне от принятия непопулярных решений у каждого в своей компетенции не уйти.
- А сити-менеджер, вы считаете, будет заниматься популизмом?
- Дело не в этом. Он будет вынужден принимать, но он всегда будет на лезвии бритвы, потому что популизмом будут заниматься депутаты. Когда народ начнёт выражать недоверие, чтобы отвести от себя удар негодования, конечно, легче пожертвовать одной фигурой. Я не говорю, что именно так будет в Благовещенске, но, к сожалению, читая литературу, по России такие факты уже есть.
- Вы думаете, что они будут меняться у нас как перчатки?
- Нет, этого я не знаю. Я не знаю, во-первых, кто будет сити-менеджером; во-вторых, как он будет справляться со своей работой; в-третьих, какие у него будут взаимоотношения с городской думой; в-четвёртых, какие у него будут отношения с губернатором. Вот видите, сколько факторов на него влияет. Их можно продолжать и продолжать, поэтому предугадывать мы ничего не будем. Но если бы мне сказали на выбор, я бы сказал, что только всенародный выбор. Я четырежды избирался всенародным прямым голосованием.
- Павел Семёнович, возвращаясь к визиту президента. На этом собрании с главами он практически после каждой просьбы говорил: «Я дам поручение». Вы верите в то, что поручение по вашему вопросу дойдёт и действительно будет какое-то решение? Положа руку на сердце.
- То, что дойти, дойдёт, это факт. Потому что президент лично слышал это всё и даже задавал вопросы.
- Будет ли толк в этом?
- Вы знаете, хочется верить.
- Спасибо большое за разговор. Его мы закончим на этой позитивной ноте. А я хочу сказать, что президент приехал и уехал, у людей остались надежды, и, возможно, какие-то из этих надежд сбудутся.
Я желаю вам всего хорошего. До свидания.
Источник новости: http://www.amur.info/easy/2010/07/08/1637.html
Она попала под пассажирский поезд