Ведущая — Оксана Руденко:
Здравствуйте! В следующем году на амурских полях будут трудиться всего 136 иностранных рабочих. По крайней мере, столько разрешили областные власти. Ещё пару-тройку лет назад их было в несколько раз больше.
Хорошо это или плохо для сельского хозяйства, что число гастарбайтеров так сокращается, будем узнавать в «Простых вопросах», разбираться в проблеме.
Мой гость – глава крестьянско-фермерского хозяйства Аркадий Петрович КОРНЕЕВ.
- Здравствуйте!
- Здравствуйте.
- Аркадий Петрович, что вы выращиваетесь, чем вы занимаетесь?
- Наше хозяйство занимается выращиванием овощей. Занимаемся овощеводством. Как начали выращивать овощи, так их и не бросаем.
- Какие овощи?
- Раньше выращивали арбузы, также огурцы, морковь, капусту, свёклу. В этом году пробуем выращивать лук. Эксперимент.
- Сколько лет вы занимаетесь овощеводством?
- КФХ зарегистрировано и занимаемся овощеводством с 1999 года.
- Объёмы, сколько у вас земли? Насколько у вас крупное хозяйство?
- Я считаю, что у нас некрупное хозяйство: в аренде 109 гектаров земли, все они заняты овощами. То есть, мы делаем севооборот. Допустим. 40 гектаров овощей высаживаем, остальную землю подготавливаем на следующий год.
- Сколько человек у вас работает?
- Постоянных работников человек шесть в год. Осенью или весной, когда нуждаемся в рабочих руках, набираем до 60 человек.
- Временщики?
- Да-да, на уборке или на посадке.
- У вас работники русские или привлекаете иностранцев, китайцев?
- Нет, у нас все работники русские, из ближайших деревень. Мы их привозим, собираем, домой доставляем.
- А где у вас находится хозяйство?
- В селе Каникурган.
- А почему китайцев не привлекаете?
- Раньше у меня было такое сотрудничество с китайской компанией. Опыт показал, что китайские работники первый год приезжают, работают у нас, обживаются, узнают ситуацию, где можно купить или взять в аренду землю, а на следующий год приезжают как хозяева. Они арендуют землю и начинают на себя работать, привозят с собой рабочих. И я решил, что не хочу плодить такое у себя.
- Но говорят, что китайцы более дисциплинированы, а среди русских процветает пьянство и воровство. С китайцами проще, и главное – платить им можно меньше, поскольку они менее требовательны.
- Может быть, кому-то и проще. У меня работали и китайские рабочие, и русские работают. Разницы в трудолюбии и качестве работы я не вижу. Если русский нормальный человек, он работает хорошо. Качество работы такое же. Языкового барьера нет.
- А зарплата?
- Зарплата да. Получается, что взять на работу китайского рабочего обходится дешевле, чем русского.
- По идее это должно быть выгодно?
- По идее – выгодно. Для меня же лучше взять русских. Нет языкового барьера, во-первых. Во-вторых, ещё раз повторю: они один год работают, а на следующий уходят и мне же составляют конкуренцию. Зачем я их буду брать?! Усиливать конкуренцию?!
- Большая конкуренция с китайцами?
- Да, по овощам большая. Китайские жители приезжают к нам и в основном выращивают овощи. А мы как раз овощеводческая компания, и конкуренция у нас большая.
- А вокруг Каникургана много китайских ферм?
- Было много. Сейчас одна ферма распалась, одна существует. В Ровном много, в селе Волково, Грибском. Благовещенский район населён. Под Владимировкой китайская база появилась.
- Может быть, не по документам, но в любом случае вы знаете, что там работают китайцы?
- Да-да, конечно. Это даже видно невооружённым глазом. Китайские теплицы, китайские люди в поле работают.
- Недавно прошло заседание вневедомственной комиссии. Предприниматели просили на сельское хозяйство более 2 000 человек, на столько подавали заявки. Разрешили 136 иностранцев на следующий год. Как вы думаете, это хорошо или плохо? Как это отразится на сельском хозяйстве?
- Я вообще двумя руками за нулевую квоту.
- Чтобы вообще ноль было?
- Да. Допустим, разрешили 136 человек, квотирование. Кому-то дали 5 или 10 человек. На эти 5–10 человек приедет ещё нелегалов, и будет их там человек 50.
- Чем вам мешают китайские фермы, которые соседствуют с вами?
- На своей земле мы в данном плане не выдерживаем конкуренции. В овощеводстве себестоимость продукции складывается из оплаты труда. В основном же ручной труд применяется. И вот эта оплата труда закладывается в себестоимость продукции.
Китайские овощеводы, легалы или нелегалы, живут в Китае. Они продали продукцию за рубль, уехали в Китай. Все знают, что там жизнь дешевле.
- То есть, они демпингуют?
- Да, они демпингуют.
- А на сколько у них дешевле?
- Не знаю, но на столько, что нам невыгодно, так получается. С каждым годом их всё больше и больше. Им даже самим порой бывает невыгодно. Даже бывает, что помидоры из теплиц они не успевают продать, они переспевают. Цена дешёвая. И, бывает, что пропадают у них самих же.
- Но потребителям должно быть выгодно. Все же хотят покупать хорошее и за небольшую цену. Правильно?
- Правильно. Потребителям, может быть, и выгодно. Но тут надо смотреть на качество продукции.
- А какое качество у них?
- Допустим, мы выращиваем овощи. Нас контролирует Россельхознадзор на применение всяких препаратов. Допустим, я выращиваю ту же капусту. Против листогрызущих насекомых применяем препараты, которые разрешены, официально зарегистрированы в российском реестре. Потом при продаже мы делаем декларацию качества либо сертификат.
У меня был такой случай. Езжу по китайским полям, где китайцы выращивают. Идёт китаец с опрыскивателем. У него пузырёчек с зелёненькой жидкостью. Иероглифы на ёмкости. Я спрашиваю, что это такое. Он в ответ: «Не знаю. Не понимаю». Прошёл, опрыскал. Я смотрю, а у него на капусте нет повреждений, ни одной дырочки. Мы же применяем препараты, но всё равно существует какой-то процент вредителей.
- Там какая-то убойная жидкость?
- Там жидкость неизвестная. То есть, эту капусту срезают, везут на базу «Дружба», продают там его. А какой препарат применялся, какое остаточное количество его в овоще, неизвестно. Люди покупают.
- А Россельхознадзор китайцев не проверяет? Почему вас проверяют, а их нет?
- Получается такая картина. Россельхознадзор проверяет тех, у кого земля в аренде. Там есть особый порядок проверки. Мы официально зарегистрированы, нас и проверяют.
- Вот они, никуда не денетесь, да?
- Да. И всё происходит в соответствии с законодательством. Уведомили, приехали. Проверили документы на землю, как её обрабатывали, чем. А нелегалы сегодня здесь, завтра – там, на любом клочке. Россельхознадзор может и не знать, где что выращивается.
- То есть они не документируются?
- Да, эти посевы не регистрируются в большей степени.
- Вы говорите, нелегалы. Но ведь у нас есть контролирующие органы, которые ходят постоянно с проверками, проводят какие-то рейды.
- Насколько мне известно, по слухам, у каждого китайца-нелегала, работающего в поле, в кармане лежит 5 000 рублей.
- 5 000?
- Да. Такая такса. Наверное. Я не знаю. Насколько мне известно. Был такой случай. Еду осенью мимо. Работают в поле много китайцев, картошку копают. Ниоткуда появились. Два дня работают. Приехали контролирующие органы. Видимо, их выгнали. Через два дня те же самые там же работают.
- Что же делать? Вы говорите, сделать квоту нулевую. Но с другой стороны, если всё организовать грамотно и официально, мы никуда без дешёвой рабочей силы не денемся. Или вы считаете, что в сельском хозяйстве она вообще не нужна, пусть работают на стройках, в общепите?
- Может быть и так. Говорят, что в деревне работы нет. Куда пойти в деревне на хорошую, оплачиваемую работу? Овощеводство – это в принципе нормальная работа для сельского жителя. Тут надо выбирать: либо занятость своих людей, которые в деревне бездельничают, либо привлекать иностранную дешёвую рабочую силу. Моё мнение: если границу вообще открыть, то у нас мало что будет своего. Мне так кажется, через некоторое время и руководители, и чиновники тоже китайские будут сидеть. Если всё так отпустить.
- Спасибо большое. Я думаю, что сегодня вы рассказали много полезной информации, в том числе и для наших властей, и для нас, обычных потребителей.
Я обычный человек, который просто ходит по магазинам, покупает овощи. Я хочу знать точно, что в овоще, который куплю нет ничего такого, что обернётся для меня какой-то болезнью. Я хочу, чтобы наших производителей поддерживали, чтобы на своей территории мы чувствовали себя хозяевами земли, а никак не иностранцами. Это всё, чего хочу.
Желаю всего хорошего. До свидания!
Источник новости: http://www.amur.info/simple/2012/07/18/2679.html
Люди не пострадали