Коррупция в Амурской области
Здравствуйте! Сегодня отмечается Международный день борьбы с коррупцией. Как дела с коррупцией обстоят у нас в области, поговорим с Дмитрием Неговорой, начальником отдела по вопросам противодействия коррупции прокуратуры Амурской области.
-- Дмитрий Сергеевич, здравствуйте!
- Здравствуйте.
-- Дмитрий Сергеевич, на ваш взгляд, наш регион коррумпированный?
- Вопрос очень интересный. Что значит коррумпированный?
-- Если сравнить с другими регионами страны.
- Если сравнивать с другими регионами, мы не выбиваемся по количеству коррупционных преступлений – больше или меньше, а находимся в среднестатистических цифровых показателях.
-- В октябре у нас прошло несколько громких дел, связанных с коррупцией: управление судебных приставов, где были замешаны руководящие должностные лица; бывший министр сельского хозяйства Сергей Вологдин. Говорили о том, что это только начало масштабной операции, якобы нас ждут ещё какие-то громкие разоблачения. Это правда?
- Свою работу по противодействию коррупции мы строим по нескольким направлениям: профилактика коррупции, координационная деятельность правоохранительных органов по выявлению и пресечению преступлений коррупционной направленности. Если говорить о последнем направлении, о котором вы спрашивали, то, несомненно, на территории области в последнее время было возбуждено достаточно много уголовных дел, которые обрели широкий резонанс в средствах массовой информации.
-- Видимо, потому что были задействованы высокопоставленные чины.
- Работа проводится постоянно; основной упор, как органов прокураторы, так и правоохранительных органов, идёт на недопущение и предотвращение коррупции в высших эшелонах. Мы понимаем, что ущерб, нанесённый действиями лиц, имеющих высокий должностной статус, гораздо существенней – как в материальном плане для бюджета, так и в репутационном.
-- Кто-то сейчас у вас есть в разработке? Как скоро мы сможем об этом узнать?
- У нас достаточно материалов, которые находятся на стадии проверки. Может быть, в дальнейшем будет её реализация.
-- Ушли от ответа, но ладно. Как были выявлены нарушения, касающиеся тех дел, которые мы сейчас назвали? Это была плановая проверка или по сигналу?
- Если говорить о преступлении, связанном с деятельностью руководителей службы судебных приставов по Амурской области.
-- Они начисляли премии.
- Да, дело в том, что здесь сработали оперативные наработки Федеральной службы безопасности, которые были проведены. Поэтому я не могу здесь давать какие-то комментарии. Что касается проверки по Вологдину, то это было обращение гражданина, которое и послужило расследованию.
-- Обычное частное обращение?
- Обычное частное обращение, которое поступило в прокуратуру области, и было направлено для разрешения в прокуратуру Благовещенского района. В ходе проверки вскрылись факты, подтверждающие и свидетельствующие о наличии уголовно-наказуемого деяния.
-- Допустим, обычный человек подозревает, что какой-нибудь госслужащий или муниципальный чиновник нечист на руку. Как он может к вам обратиться?
- Существует официальный сайт прокуратуры Амурской области, где есть соответствующий подраздел – «противодействие коррупции», заявление можно оставить в электронной форме.
-- Подписываться нужно? Обязательно?
- Электронная форма документа предусматривает конкретного отправителя, что отправитель заинтересован в получении ответа. Мы сталкиваемся с тем, что к нам поступают и анонимные обращения. Анонимные обращения также являются основанием для проведения проверки. В случае если выявляются нарушения, мы обязаны принять меры реагирования. В подавляющем большинстве – более 95 % – обращения являются конкретными. Есть конкретный адресат, который отправляет сообщение, информирует о происходящем.
-- Вы рассматриваете и те, и другие обращения?
- Абсолютно верно. Мы равно подходим ко всем обращениям независимо от адресата и формы обращения и проводим проверку.
-- Сколько ежедневно поступает обращений? Насколько народ активен в этой сфере?
- К сожалению, обращений о нарушениях приходит очень и очень мало – десятки в год. Это очень мало.
-- Сколько из них подтверждается?
- Ещё меньше. Менее 5-10 %.
-- Допустим, к вам обратился гражданин. В течение какого времени вы обязаны провести проверку?
- В течение тридцати суток с момента поступления сообщения будет направлен ответ.
-- В любом случае?
- В любом случае.
-- Я слышала о том, что есть такие жалобы, это не касается конкретно вашего отдела, что отправляется заявление в прокуратуру – и ни ответа, ни привета.
- Такого в принципе не может быть. У нас очень внимательно относятся ко всем обращениям граждан и не только граждан.
-- У вас это как-то фиксируется?
- Обязательно. Существует форма учёта, контроль. Я категорично исключаю такую возможность, что гражданин обратился, а ему не дали никакого ответа. Такого не бывает.
-- Взятки – такая интересная тема. Что можно считать взяткой? Например, денежное вознаграждение врачу – это взятка?
- Взятка – это прежде всего незаконное денежное вознаграждение за какие-то действия.
-- Как понять – незаконное? Если, например, я благодарна врачу и принесла ему деньги в конверте.
- Если будем говорить о подарке, то законодательно закреплено, что запрещается брать подарки в связи со служебной деятельностью.
-- Коробка конфет считается подарком?
- За исключением цветов и канцелярии.
-- То есть коробка конфет – это уже преступление.
- Я не скажу, что это преступление, я скажу, что это незаконно.
-- Вот так?
- Абсолютно верно. Если коробка конфет дарится за то, что выписывается незаконный больничный, когда человек, не являясь больным…
-- Это понятно.
- Тогда эта коробка конфет будет взяткой. Если коробку конфет дарят в качестве благодарности, то врач обязан не принимать её, а сказать «нельзя, не положено».
-- Что с деньгами?
- С деньгами – тем более. Давая деньги, так или иначе, мы сами развращаем человека. Сегодня мы дали за «спасибо», а завтра человек уже будет думать о том, что мне же дают за «спасибо», надо намекнуть, чтобы мне дали за «спасибо».
-- Хочу затронуть тему космодрома Восточный. Знаю, что это и в вашем ведении. Космодром ещё не успели построить, как уже весь разворовали. Как получилось, что стройка века превратилась в коррупционный скандал века? По последней информации, озвученной в июле, было украдено 7,5 миллиарда рублей.
- Я бы был осторожен в высказываниях о том, что «преступление века», «стройка века».
-- Там же коррупционный скандал на коррупционном скандале. Постоянно их лихорадит: то не платят зарплату, то по всей стране ищут какого-то руководителя очередной подрядной организации.
- Прежде всего я бы сказал так: во-первых, на территории нашей области это крупнейший строительный проект, сложнейший объект, который требует проведения колоссальных по своей сложности и значимости работ. Организации, которые выполняют эти работы, далеко не все из Амурской области.
-- Наверное, большинство не из Амурской области.
- В силу отсутствия специальной техники, возможностей, навыков и так далее. Конечно, у кое-кого возникли определённые соблазны приложиться к этой возможности распределения финансовых потоков. Я бы не сказал, что весь космодром разворовали.
-- Не весь (улыбается).
- Объект строится, немножко сдвинуты графики, но это объективно, я не скажу, что это связано именно с хищениями. Прежде всего это связано со сложностью работ.
-- Но 7,5 миллиарда рублей – это огромная сумма.
- Я не владею цифрой на счёт 7,5 миллиарда рублей. Знаю, что по делам, которые находятся в производстве следственных органов Амурской области, находящихся здесь, ущерб был установлен в 2,2 миллиарда рублей. Возможно, 7,5 миллиарда рублей…
-- Со всей страны.
- Связаны с теми объектами, которые находятся в ведении военной прокуратуры. Потому что строительство части объектов осуществляется специализированными компаниями, поднадзорными военным органам. Возможно, такая сумма складывается именно поэтому.
-- Как обстоит ситуация на космодроме сейчас?
- Работы ведутся. Я полагаю, что они будут выполнены в соответствии с поставленной правительством задачей. Задача органов прокураторы Амурской области – не допустить дальнейшие хищения. Помимо того, что мы выявляем какие-то преступления, связанные со строительством космодрома, проводим ещё огромный комплекс работ, направленных на возмещение ущерба.
-- Я и хотела спросить: эти деньги когда-нибудь вернутся в казну или они все в оффшорах?
- Если говорить о тех уголовных делах, которые были возбуждены на территории Амурской области и поднадзорны органам прокуратуры Амурской области, то я уже озвучил сумму в 2,2 миллиарда рублей причинённого ущерба. Сейчас возмещено и принято обеспечительных мер на сумму более 490 миллионов рублей. Денежные средства были возмещены добровольно.
-- А остальные?
- На остальные суммы наложены аресты на имущество обвиняемых по уголовным делам.
-- Когда я слышу об очередном коррупционном скандале, связанном с чиновником, которого уличили то в финансовых махинациях, то в чём-то ещё, возникает такое ощущение – не боятся. Вроде и органы прокуратуры работают, у нас куча всяких органов, чья задача предотвратить, найти, наказать, но не боятся. Почему? Законы у нас такие?
- Законы у нас достаточно хорошие. Законодательство очень гибко реагирует на изменение ситуации, обстановки.
-- Тогда почему это всё происходит?
- Каждый раз, когда должностное лицо имеет возможность влиять на распределение тех или иных финансовых потоков, материальных или нематериальных благ, возникают соблазны незаконно обогатиться. Хочу отметить, что ни в одном государстве коррупция ещё не побеждена. Нигде. Возможно её загнать в минимальнейшие рамки, очень жёстко контролировать. Я бы не сказал, что чиновничий аппарат с верху до низу пронизан коррупционными моментами. На самом деле из чиновничьего более чем 10-тысячного корпуса…
-- В области?
- В области. Я включаю туда всех: и муниципальные, и государственные, и федеральные структуры. Количество выявленных преступлений не более сорока.
-- То есть на десять тысяч – сорок преступлений.
- 40 лиц, которые задают весь негативный фон в этой области. Подавляющее большинство государственных, муниципальных, федеральных служащих – это честные, порядочные люди, искренне преданные своему делу. Но вот та ложка дёгтя в бочке, к сожалению, очень горькая.
-- Спасибо большое, что пришли к нам в студию. Это были «Простые вопросы». Мы говорили сегодня о коррупции. Всего хорошего, до свидания.
- До свидания.
Источник новости: http://www.amur.info/simple/2016/01/11/6131
Люди не пострадали