В Благовещенске умирает старое кладбище
26.01.2012 10:50 1002
На старом кладбище, расположенном в центре Благовещенска, деревья постепенно уничтожают историю. Тревогу бьют родственники покойных. Старые тополя и карагачи нависают над могилами и падают, разрушая памятники. Молоканское кладбище – один из самых старых погостов Благовещенска. Чтобы содержать его в порядке, предприятию «Ритуальные услуги» не хватает рабочих рук.
«Бабушка, мы пришли тебя проведать. Помоги нам тебя найти», – придя на запущенное кладбище, просит Надежда Нестеренко. Может, это и мистика, говорит женщина, но бабушка, похоже, помогает – пока только так можно объяснить, почему она всё ещё находит могилы родных. Простые холмики без оград и памятников. Здесь похоронены бабушка и дедушка Надежды Васильевны. «Это приют первого редактора, главного редактора газеты "Благовещенск" Фёдора Филипповича Коротаева. Он был застрелен в 1917 году. Так и не определили, кто застрелил. А через десять лет от голода умерла бабушка. Мы приходим и единственное, что мы можем сделать, это повесить цветы на старую черёмуху», – говорит горожанка. Она хочет облагородить захоронения родных и поставить памятники, но боится, что могилы будут похоронены под толстыми стволами деревьев. Старые тополя и карагачи на кладбище один за другим умирают и падают.
Тамара Куманейкина, чьи родственники тоже покоятся на молоканском кладбище, считает, что рушатся не просто памятники и ограды, а история Благовещенска. «Это история нашего Благовещенска. Вот наши Поповы – Коротаевы приехали сюда первыми поселенцами в 1859-м году по направлению Муравьёва-Амурского из Иркутска. На этом кладбище похоронено много Коротаевых. Среди них основатели Благовещенска, строители, учителя, педагоги, газетчики», – перечисляет женщина. Её троюродная сестра Надежда Нестеренко знает, что на старом месте упокоения находится считавшаяся утерянной могила основателя рода Коротаевых – Феоктиста. Он был крепостным в Саратовской губернии; женился на дочери своего хозяина. «И она сказала – или Филька или Волга. И только тогда её отец дал Феоктисту вольную и разрешил обвенчаться и уехать на Дальний Восток, – рассказывает Надежда Васильевна. – Мы прошлым летом обращались в приёмную Путина. Они сказали: "ищите спонсора". Извините, никакой спонсор не пойдёт на это».
За несколько лет благовещенки обошли немало инстанций. Были и в муниципальном предприятии «Ритуальные услуги». Его работники не отрицают, что должны решать проблему. Вот только катастрофически не хватает рабочих рук. «На наши должности рабочих очень мало кто идёт. Идут в основном те, кто выпивает. Первая заплата – и их нет. Опять новых набираю, – жалуется директор "Ритуальных услуг" Галина Сыщук. – Второе: деревья видели, какие толстые. Их оттуда никаким механизмом не вытащишь, кроме как руками. Там не пройдёт ни тележка, ни кран, ни трактор. Там нет подходов». Чтобы вытаскивать деревья вручную, нужно нанимать рабочих. И это вторая проблема: денег, которые выделяет бюджет Благовещенска, хватает только на текущие расходы. На 2012-й год предприятия запросило 24 миллиона рублей. По словам Галины Ивановны, выделили только 20 миллионов.
Каждый год рабочие наводят порядок на молоканском кладбище – вывозят мусор и по возможности некоторые деревья. Но старое кладбище требует больше сил и средств. А пока у современного Благовещенска не хватает денег на историю.
Источник новости: http://www.amur.info/news/2012/01/26/8.html