27 марта стал днём памяти 16 амурских комиссаров, зверски казнённых солдатами японской армии в
1919 году. Место казни – район сегодняшней первой городской больницы. Время казни – ночь с 26 на 27 марта.
Жестокое убийство комиссаров – ещё одно деяние японской оккупации в Амурской области. Так же безжалостно японские солдаты
расправились с жителями Ивановки 22 марта. Казнь шестнадцати поразила не только благовещенцев, но и впечатлила самих интервентов.
Так называемый список смертников из 27 фамилий комиссаров и красных командиров, возможных лидеров повстанческого движения, был составлен утром 26 марта в штабе японского командования, отпечатан на машинке, а затем передан начальнику Благовещенского пункта военного и паспортного контроля подполковнику Лебедеву, которому непосредственно был подчинён начальник тюрьмы. По распоряжению подполковника прапорщик Пономаренко из контрразведки с отрядом японцев явился в кутузку с целью забрать указанных заключённых и сопроводить их в штаб якобы для допроса.
В тюрьме уже прошла вечерняя поверка, узники готовились ко сну, когда начали выкрикивать фамилии людей, которые должны были выйти из камер и построиться в длинном коридоре: «Л. М. Белин, И. А. Бутин, М. Бутаков, И. Володин, Н. И. Воробьёв, П. Е. Вшивков, П. И. Зубок, М. П. Констанчук, В. Маленов, Г. М. Мельниченко, В. В. Повилихин, Н. И. Поспелов, А. П. Прижбыляк, Е. И. Родин, И. Г. Семенченко, А. Г. Семенченко, М. А. Хабаров, А. К. Чумак, Я. Г. Шафир, А. М. Шелковников, Г. И. Шемякин, И. И. Шестаков, С. П. Шумилов». Названы были ещё четыре человека, чьи фамилии были приписаны от руки: С. Крапивин, Д. Малютин, И. Попков, В. Плотников с пометкой «участники вновь готовящегося восстания». Однако из 27-ми собрали всего 18 человек. Маленов, Прижбыляк, Володин и Бутин болели тифом, поэтому находились в тюремном лазарете. Брать их японцы не решились. Одного из заключённых, Бутакова, только накануне освободили, и он был уже вне тюремных стен. Еще четверо, чьи имена были приписаны дополнительно, находились в управлении милиции и в тюрьму не поступили. Восемнадцать вышедших в тюремный коридор были взяты без суда и следствия, не были они и осуждены на казнь. А Шелковников за несколько дней до этого был оправдан белогвардейским судом.
Тем не менее все 18 человек были связаны за руки попарно китайской бечёвкой. Японские солдаты плакали, когда завязывали узлы. Приговорённых под конвоем вывели на пустырь за больничными зданиями. У одной из ям, бывшей когда-то печью для обжига кирпича, их поставили на колени и приказали наклонить головы. «На шеи легли холодные японские штыки-тесаки…» – вспоминал потом П. Е. Вшивков. Это ему и бывшему с ним в паре В. В. Повилихину, тяжелораненым, удалось выбраться из ада и остаться в живых. Ещё один из списка – П. И. Зубок – был убит при попытке к бегству. Для 15 человек яма стала общей могилой – японцы рубили комиссарам головы, кололи штыками, в упор стреляли...
Для справки: Я. Г. Шафир руководил большевистским благовещенским комитетом, был редактором первой советской газеты Амурской области. Неутомимый борец с иноземными захватчиками. Большая школа борьбы была и у А. К. Чумака. С 1903 года он в партии большевиков, участник первой русской революции 1905–1907 гг., затем эмиграция, участие в революционном движении США. После победы февральской революции в России Чумак вернулся на родину, на Дальний Восток. И здесь он в гуще борьбы – комиссар и член Военного совета Уссурийского фронта. С началом военной интервенции А. К. Чумак находится в Благовещенске, где в составе подпольного комитета готовит силы для восстания. После провала большевик оказался в руках белой охранки, которая поторопилась расправиться с ним. Неутомимыми борцами с японскими оккупантами были и первые амурские комиссары: С. П. Шумилов (комиссар земледелия), Н. И. Поспелов (комиссар труда), И. И. Шестаков (комиссар финансов), П. Е. Вшивков (комиссар здравоохранения), П. И. Зубок (комиссар социального обеспечения), Л. М. Белин (комиссар гражданских сооружений), Н. И. Воробьёв (комиссар просвещения).
Через год, 26 марта
1920 года, в саду Народного дома в Благовещенске состоялись похороны 118 коммунистов, погибших в ходе Гражданской войны. Среди них были Фёдор Мухин, Владимир Шимановский и Генрих Дрогошевский – люди, в честь которых названы улицы в областном центре Приамурья.
В двадцать шестой мартовский день
1931 года вышло постановление Благовещенского городского Совета об индексации в городе. В частности, указывалось, что все государственные, общественные, жилищно-строительные и кооперативные организации, в ведении которых находятся строения, а также все частные домовладельцы должны были прикрепить к воротам или дому табличку с названием улицы, литером сектора и № индекса.
В
1958 году облисполком принял решение организовать при областном управлении культуры Амурский народный хор.
Спустя год, в
1959-м, 26 марта были учреждены комплексные заказники – Толбузинский (Магдагачинский район) и Орловский (Мазановский район).
26 марта
1971 года «Амурская правда» сообщала: на магаданских территориальных соревнованиях по конькобежному спорту в зачёт Спартакиады народов РСФСР амурская команда в восьмой раз стала обладательницей кубка «Золотая Колыма».
В
1989 году в этот день прошли выборы народных депутатов СССР. По одномандатным избирательным округам были избраны Л. В. Шарин, Э. И. Терехова, П. П. Кутузов. От общественных организаций народными избранниками стали: С. В. Беляев, Н. С. Лексин, П. А. Полянская.
26 марта
2003 года в Благовещенске шёл снег, что ещё раз подтвердило, что март – неустойчивое время года. В том году первый весенний месяц выдался очень тёплым, синоптики фиксировали температуру воздуха +15 и выше градусов. Обычно после этого наступает похолодание, что и отмечали в 2003-м.
В
2007 году в этот день стартовал конкурс проектов «Творческая инициатива – юбилею области», посвящённый 150-летию региона. В его рамках были запланированы конкурсы на лучшую эмблему юбилея Приамурья и на лучший проект юбилейного издания и сувенира.
Год назад, в
2011-м, 26 марта случилось чрезвычайное происшествие в аэропорту. После прибытия самолёта из Москвы и отбытия пассажиров по домам в здании аэровокзала нашли бесхозную сумку. Тут же были проведены все полагающиеся в этом случае мероприятия: оцеплен аэропорт, задержан вылет следующего рейса, эвакуированы все люди, работал кинолог с собакой. Из ещё одного прибывшего самолёта не выпускали пассажиров. К счастью, тревога оказалась ложной – нашёлся владелец сумки.