В Селемджинском районе раскинулись «золотые реки»
18.09.2012 15:54 315
 |
|
Жители Селемджинского района переживают за состояние своих рек. Они уверены, что в водоёмы регулярно спускают загрязнённую воду, которая остаётся после промывки золота. Очищать её артели должны в специальных дамбах, однако делают так далеко не все золотодобывающие предприятия.
Недавно приток реки Бысса стал похож на африканский Нил, хотя прежде небольшая Джалинка легко просматривалась в глубину. Теперь с лодки дна не увидишь. Зато чётко видна граница, где одна река впадает в другую. «Я как раз вёз человека, он из Благовещенска, работал он раньше на драгах и сказал, что это всё напрямую шуруется. Там всё может быть: и нефтепродукты, и грязь. Там же бульдозерами всё толкается, вся техника работает на бензине и горючих материалах. Сейчас опять грязная наша Бысса», – говорит житель посёлка Февральск Владимир Михолап.
В верховьях Джалинки рассыпное золото добывает только одна артель – «Заря-1». Местные жители уверены, именно она и загрязняет воду. По технологии, после промывки золота вся вода должна пройти очистку. В специальных дамбах её отстаивают иногда годами. А иногда, если хотят сэкономить время и деньги, сразу напрямую спускают обратно в реку.
Директор артели, на которую грешат жители Февральска, не отрицает, что сейчас спуски проводят, но это вынужденная мера. «Когда очень сильные дожди идут, приходится нам стравливать лишнюю воду сверху, у нас специально трубы через верх, но мы пускаем только чистую воду. Да, она немного мутная идёт, но она абсолютно безвредная, такая же, как идёт в речке после дождя, вот мы такую же воду сбрасываем. Иначе мы утонем, как любые люди, просто спасаемся от бедствия, вот и всё», – рассказывает генеральный директор ЗАО артель старателей «Заря-1» Олег Сорокин.
После таких сбросов вода, даже если в ней и нет нефтепродуктов, становится опасной, говорят экологи. По нормам число взвешенных частиц в ней не должно превышать двадцать пять сотых миллиграмма на литр. Если их будет больше, то сократится количество кислорода. «Сами эти взвешенные частицы забивают жабры беспозвоночных животных, которые служат кормом для мальков, мелких рыб. Следом за мальками страдают крупные рыбы, происходит то же самое забивание жабр, они не могут уплыть, и плюс у них падает кормовая база. Если это происходит из года в год, то речка становится мёртвой», – комментирует доцент кафедры зоологии БГПУ Пётр Осипов.
Такие реки как Джалинка – излюбленные места для нереста многих видов местных рыб. Проблему загрязнения поднимали неоднократно. Осенью 2010 года охотники показывали журналистам реку Селемджу, в которую впадают подобные Джалинке источники. «Золото надо мыть, но не такими вот путями, не в ущерб природе. Мы не против, что здесь старатели, и раньше они здесь стояли, раньше и драги стояли, но такого не было», – делится охотник из посёлка Экимчан Дмитрий Пархутич.
В Росприроднадзоре говорят, что ежегодно в области проверяют около 80 участков. Это четверть от всех лицензированных точек добычи золота. Однако нарушения по загрязнению водоёмов встречаются редко. По данным управления, почти все прииски и артели оснащены дамбами для очистки воды, и к приезду проверяющих на них, как правило, всё в порядке. «За три дня любое юридическое лицо должно знать, что мы к нему едем на проверку, мы направляем им распоряжение начальника, где указаны полностью все вопросы, которые мы будем изучать и рассматривать. Они изложены, и выходить за рамки утверждённого задания мы не имеем права», – рассказывает заместитель руководителя управления Росприроднадзора по Амурской области Людмила Яковенко.
За это время устранить все нарушения невозможно, уверены в управлении. Поэтому возможность как-то подготовиться к приезду ревизоров специалисты отрицают. Говорят, хоть такие случаи и бывают, загрязнять воду золотодобытчикам не выгодно. Штрафы за такое нарушение достигают 800 тысяч рублей. Крупных нарушений в мутных реках давно не выявляли.
Эта статья в категориях:
природа,
здоровье.
Источник новости: http://www.amur.info/news/2012/09/18/30.html