Накануне известный российский журналист Владимир Познер выступил с «Открытой лекцией» в мультимедийном пресс-центре
РИА Новости. В рамках лекции он поделился со слушателями своим видением журналистики в России и мнением о том, чего этой отрасли не хватает сегодня. При этом большое внимание Познер уделял власти и тому, как в разные времена в России она влияла ну работу СМИ. Телеведущий также выразил свой взгляд на гражданскую журналистику, свободу СМИ и
запущенное на прошлой неделе Общественное телевидение России.
Журналистика начала зарождаться в России при Михаиле Горбачёве, до этого периода была лишь пропаганда, считает Познер.
«В России никогда не было журналистики, потому что никогда не было трёх реальных властей. Реальные – это независимые друг от друга, иначе это не власть. В России была царская власть, она же и исполнительная», – сказал он, начиная «Открытую лекцию».
«Советская журналистика не имела к журналистике отношения. Это была чистая пропаганда… Можно иметь золотое перо, можно превосходно говорить. Это не журналистика. Управляемой властью она не может быть по определению», – считает Познер.
«Это важно понять, потому что тогда мы должны признать, что когда пришел к власти Горбачев, то благодаря ему, нелюбимому нашим народом, и благодаря его ближайшему сподвижнику (завотделом пропаганду ЦК КПСС Александру) Яковлеву, зародилась в России журналистика», – сказал Познер.
Журналист должен говорить правду, держать в узде собственные симпатии и антипатии и стараться быть объективным, однако в настоящее время журналистика в России не может считаться четвертой властью, считает он.
«Конечно, в сегодняшней России те три вещи, о которых я говорил, тяжелы. Потому что нет четвёртой власти. А есть одна власть. Давайте признаемся, что все остальные ветви власти зависят от исполнительной власти. Журналисты всё время являются борцами. Что бы власть ни делала, это либо плохо, либо это хорошо», – отметил телеведущий.
«Что такое патриотизм журналиста? Это показать, где плохо. Потому что никто не покажет. Вы когда-нибудь слышали, чтобы власть показала? А кто это будет делать? Четвёртая власть – это не та власть, которая может сделать, она может обращать внимание всех на то, что не в порядке. С этой точки зрения с журналистикой плохо сегодня», – полагает ведущий.
Отвечая на вопрос, есть ли гражданская журналистика, Познер высказался по поводу мнения, что Интернет и блоги заменят телевидение. «Это, конечно, ерунда. Это не заменяет и не заменит», – сказал Познер. По его мнению, Интернет – это место, где можно высказывать свое мнение, спорить. «Но это не профессиональная вещь. Как они могут снимать на уровне операторов? Оказаться в месте, где что-то происходит? А может быть гражданская медицина?» – сказал журналист.
Отношение к свободе печати в России сегодня циничное – чем меньше аудитория, тем больше свободы, полагает Познер. При этом он отмечает, что степень свободы прессы – это «вопрос коридора», который в разных странах разный.
Затронув тему запущенного на прошлой неделе Общественного телевидения России, Познер сообщил, что не смотрит его, так как сильно переживает за него и боится разочароваться.