На встрече с главами городов и районов Приамурья Дмитрий Медведев предложил начать диалог о возможных переменах в муниципальном управлении. Так, он рассказал о проекте передачи ответственности за состояние дорог с местных властей на региональные и федеральные, возможности объединения администраций муниципалитетов (особенно городов и районов), а также сообщил о грядущих переменах в распределении ряда налогов по бюджетам. На Амур.инфо – стенограмма десятиминутного выступления.
-- Я стараюсь достаточно регулярно общаться с руководителями муниципальных образований. Вы лучше, чем кто бы то ни было, чувствуете нерв обычной жизни. Именно к вам люди идут со своими горестями, именно вам приходится принимать зачастую сложные решения, причём в условиях отсутствия значительных финансов. Мне бы хотелось с вами обсудить текущую ситуацию, услышать, как идёт реализация закона о местном самоуправлении, который полностью вступил в силу 1,5 года назад. Какие проблемы требуют отдельного самостоятельного решения? Ну и вообще, что нам делать с муниципальным управлением, каковы тенденции, на ваш взгляд, что нужно развивать, что менять, что укреплять? Об этом мы с вами и поговорим.
Несколько тезисов для начала разговора, чтобы вам было легче формулировать свои позиции.
Первый вопрос – это финансовое обеспечение полномочий органов местного самоуправления. Самый трудный, самый больной и самый важный, потому что без финансов ничего не получается. Известно, что объём средств, которые консолидируются на муниципальном уровне, не соответствует объёму полномочий. Наверное, и в странах с многолетней практикой муниципальных отношений никто не бывает доволен своими финансами. Но, тем не менее, конечно, у нас ситуация пока весьма и весьма сложная в сравнении с тем, как живут муниципалитеты в других государствах, которые давно занимаются муниципальным управлением. Отмечу, что экономический кризис, на который мы сейчас очень любим ссылаться, когда говорим о своих трудностях, в отличие от федерального и регионального уровней, не столь существенно повлиял на муниципальные финансы. Здесь сказались специфика местных налогов и своевременно развёрнутые федеральные антикризисные программы. По данным минфина (хотел бы от вас, кстати, услышать, соответствует ли это правде), в прошлом году доходы местных бюджетов снизились всего на 1 % – соразмерьте со своими доходами, – а по итогам 1-го квартала этого года увеличились в среднем на 3 %. Это даёт неплохие позиции для дальнейшего развития. Но вы понимаете, что федеральная, региональная помощь не может быть системой, она даёт кратковременный эффект. Поэтому государство должно и будет уделять внимание расширению и поиску налоговых источников для местных бюджетов. С 1 января 2011 года у нас будут увеличены нормативы отчислений в местный бюджет по ряду направлений – по налогу на вменённый доход для отдельных видов деятельности с 90 % до 100 %, по единому сельхозналогу с 30 % до 35 %. Я думаю, вы здесь можете и какие-то свои предложения сформулировать. Это важный вопрос.
Многое зависит от того, как муниципалитет работает со своим бизнесом, как он способствует развитию среднего бизнеса, малого бизнеса; что делается для поддержки предпринимателей, которые своим трудом, за счёт своих доходов пополняют бюджеты. Надо посмотреть, что у нас вообще происходит с точки зрения ресурсов. Вчера я был в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, там встречался с предпринимателями. Они мне сказали такую вещь – хотел бы, чтобы вы тоже мне или подтвердили, или опровергли это, – что у них проблемы с муниципалитетами в части возможности передачи в залог соответствующего вида земель для получения кредитов, в том числе под ипотеку. Иными словами, что у муниципалитетов есть проблемы или нет желания передавать землю в обеспечение финансирования для строительства жилья, инфраструктуры. Это важная тема; мне бы хотелось, чтобы вы прямо сказали, хватает ли вам в этом плане полномочий, является ли достаточной юридическая база – мы ее совершенствовали последние несколько лет – и что следует здесь сделать. Земля – ваш основной актив, как, кстати сказать, в нашей стране в целом. И то, как она у нас вовлечена в гражданский оборот, насколько она хорошо используется для совершения различного рода сделок, для того чтобы приобретать кредиты – это, очевидно, недостаточная ситуация.
Вторая тема: муниципалитеты живут не изолированно, они должны участвовать в технологическом развитии нашей экономики, модернизации страны. Мы стараемся сейчас достаточно активно работать на федеральном уровне, но очень важно, чтобы во все эти процессы включались муниципальные образования. Одно из ключевых направлений модернизации – энергосбережение. На органы местного самоуправления возложены полномочия по установлению требований энергоэффективности организаций коммунального хозяйства, а также муниципальных предприятий. Тут я хотел бы прямо к вам обратиться и сказать: вы должны все иметь собственные программы по энергоэффективности. Во всех муниципальных образованиях нашей страны, а особенно на Дальнем Востоке, где потребление энергетических ресурсов в 2,5 раза выше, чем среднероссийское. Здесь очень серьёзный источник дополнительного роста и очень приличный источник доходов.
Ещё один фактор, который влияет на развитие экономики – дороги. У нас плохая ситуация, большинство дорог находятся в крайне тяжёлом состоянии. Мы, конечно, в последние годы определённые решения принимали, и регионы этим занимались, но с учётом того, какая у нас страна, какова протяжённость дорог и отсутствия инструментов по этому поводу… В общем, не способствовало развитию дорожного фонда, а скорее, вело к деградации. В последнее время, по моему неоднократному и достаточно энергичному поручению, наконец ситуация сдвинулась с места. Мы анализируем возможности создания федерального и регионального дорожных фондов. Речь идёт об изменении самого финансирования дорожного хозяйства, естественно, при понимании наших текущих возможностей, но мы хотим, чтобы этот механизм изменился. Надо доработать сейчас те предложения, которые правительство подготовило, я специально заслушивал губернаторов в режиме видеоконференции, там разные мнения высказывались. Но в любом случае нам надо решить несколько моментов, включая вопросы уточнения источников формирования фондов. Ряд поступлений, которые будут формировать эти фонды, пока не зачисляются в местные бюджеты, например, акцизы на топливо. В этом контексте необходимо определить роль муниципалитетов, проработать механизм перечисления средств, например, с регионального уровня на муниципальный. Либо другой вариант, который тоже рассматривается – вообще исключить дорожную деятельность из компетенции местного самоуправления и передать её на уровень субъектов федерации. Хотел бы тоже ваше мнение понять по этому поводу, что для вас представляется более правильным.
Одной из причин, которые сдерживают развитие, является отсутствие полноценного планирования. Сейчас лишь каждое четвёртое городское поселение имеет соответствующий генеральный план. Как известно, срок подготовки документов был перенесён на 1 января 2012 года в основном из-за сложностей согласования. Государственная Дума приняла в первом чтении проект закона, который упрощает требования к этим документам. Но мы с вами понимаем, что эти документы нужны не для галочки, чтобы их иметь и в необходимых случаях доставать в красивой папке из стола, показывать, мол, у нас есть план развития поселения и мы его собираемся исполнять когда-то там. Это должен быть работающий документ.
Есть ещё один вопрос, который сейчас довольно живо обсуждается, во всяком случае, на региональном и муниципальном уровнях: оптимизация существующей управленческой структуры, прежде всего во взаимоотношениях между городом и районом. Он включает вопрос возможности создания в двух муниципалитетах одного исполнительно-распорядительного органа. Хотел бы, чтобы вы тоже высказались по этому поводу. Наверное, это возможно, хотя схемы не должны навязываться, они должны идти от жизни.
Остро стоит и проблема кадрового обеспечения. Значительная часть сотрудников местных органов всё ещё не имеет специальной подготовки в области муниципального управления. Сейчас в правительстве находится проект концепции реализации госполитики в области подготовки кадров для муниципалитетов. Здесь есть, что называется, чем позаниматься.
Ещё один вопрос, который непосредственно влияет на авторитет местного самоуправления – это вопрос информационной открытости. Сегодня лишь 3 000 муниципальных образований имеют свой сайт и около 6 000 по стране приняли акты, которые регламентируют порядок доступа к информации. Это надо тоже делать. Мы не должны забывать о том, что муниципальное управление всё-таки по своей природе – это управление не чиновников, а управление общественное, и поэтому, конечно, этому фактору нужно уделять повышенное внимание.
Ну, я думаю, достаточно для начала разговора.
4 июля на Амур.инфо - развёрнутый репортаж с совещания
Источник новости: http://www.amur.info/news/2010/07/03/10.html