14-летие института полпредов в федеральных округах может ознаменоваться реформой. Как сообщает
«Ъ» со ссылкой на источника в администрации президента, за
упразднением президентом главных управлений МВД в округах может последовать оптимизация самих полпредств и их функций. Вчера в Госдуме также заявили, что «надстройки» на уровне округов должны быть ликвидированы у всех ведомств.
Как сообщил вчера «Ъ» источник в АП, упразднение главных управлений МВД в федеральных округах может стать первым шагом оптимизации полпредств и закрепленных за ними полномочий. По словам собеседника , на первом этапе предстоит сделать работу полпредств более управляемой, исключив размывание ответственности: для этого сами полпредства должны стать более компактными. Курировать этот процесс будет руководитель АП Сергей Иванов, а реализовывать – его первый заместитель Вячеслав Володин.
Остро, по словам собеседника «Ъ», близкого к приволжскому полпредству, дублирование функций АП и полпредств заметно во время выборов, которые контролируют полпредство и управление внутренней политики президента. АП приходится решать конфликты, которые случаются у полпредов с губернаторами.
Собеседник, близкий к полпредству, отмечает, что часть полномочий дублируется и в вопросах «патриотического воспитания», которым занимаются и подразделения в полпредствах, и управление по общественным проектам АП. Источник «Ъ» в Кремле отметил, что и АП, и кураторы патриотического воспитания в полпредствах работают «над одним и тем же», а представители полпредств «раз в два-три месяца приезжают в АП для обмена идеями». О том, что «тренд» на реформу есть, говорят и источники «Ъ», близкие к аппарату полпреда в Северо-Западном федеральном округе.
«У полпреда самая благодатная должность – фактически ни за что они не отвечают и при этом контролируют губернаторов», – отмечает высокопоставленный федеральный чиновник.
Собеседники «Ъ» отмечают, что отказ от полпредств, которые курирует помимо президента глава АП, мог бы быть выгоден политическому блоку Кремля, ведущему планомерную работу с регионами.
Владимир Путин учредил институт полпредов в федеральных округах и сами округа 13 мая 2000 года – меньше чем через неделю после инаугурации. Особый статус был подчёркнут их включением в Совбез. На полпредов возложили контроль за исполнением решений центра в регионах, кадровой политикой, а также приведение местного законодательства в соответствие с федеральным. С 2005-го, когда были отменены губернаторские выборы, по 2009 год полпреды предлагали президенту кандидатов на посты глав регионов (потом функцию передали партии, побеждающей на выборах в местный парламент). В 2010 году президент Дмитрий Медведев призывал полпредов усилить борьбу с кризисом и нацеливать губернаторов на модернизацию экономики. Из состава Южного ФО был выделен восьмой, Северо-Кавказский ФО, а полпред Александр Хлопонин совместил этот пост с должностью вице-премьера. В 2013 году полпред в Дальневосточном ФО
Юрий Трутнев также стал одновременно вице-премьером. В 2014 году был создан специальный Крымский ФО, но его полпред Олег Белавенцев статуса вице-премьера не получил.
На сегодня одними из главных задач полпредов являются мониторинг и контроль за исполнением майских указов (в том числе координация федеральных, региональных и муниципальных структур), как ранее национальных проектов, отмечает источник «Ъ» в одном из полпредств.
Задача полпредов – делать так, чтобы у Москвы «был буфер при общении с региональными элитами», отмечает политолог Михаил Виноградов. Центр мог бы избавиться от такого «лишнего звена», но «особого желания у федеральной элиты напрямую контактировать с регионами нет», отмечает он.