Суббота, 20 Апреля 2024
 
Архив новостей
2024
Апрель  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Счётчики
Яндекс.Метрика
Партнёры
  • О and#171;Свинке Пеппеand#187; и каверах: юрист рассказала, как защитить свои права на творчество
    26.04.2023 16:06 687

    26 апреля весь мир отмечает Международный день интеллектуальной собственности. О том, что это такое, от кого это нужно защищать и как, мы решили спросить у опытного специалиста, за плечами которого девять лет практики, множество успешных кейсов по защите интересов ведущих музыкальных лейблов, кинокомпаний и представителей FMCG сектора и рекомендации авторитетных рейтингов Best Lawyers 2022 и Право-300. Наш эксперт – Екатерина Калиничева, партнер и руководитель практики защиты интеллектуальной собственности в Интернете юридической фирмы Semenovandamp;Pevzner.

    Выбрали столичного юриста мы, конечно, не случайно. Именно здесь решается львиная доля творческих споров, а значит, и опыт уже сформирован, и сама юридическая практика устоялась. А тех, кому данная информация может быть полезна, в нашем регионе достаточно: амурских музыкантов знают и любят не только в России, но и за её пределами. Впрочем, о международном праве в этой сфере и трансграничных судебных спорах тоже поговорим.

    — Екатерина, давайте начнем с начала, тема уж очень необычная, и хотелось бы расставить у старта все точки над i. Вы специализируетесь на интеллектуальном праве, а что же это такое и что является его объектом?

    — Интеллектуальное право в принципе – это право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. К результатам интеллектуальной деятельности, в частности, относятся произведения (песни), фонограммы, само исполнение, изобретение и иные. Самые популярные средства индивидуализации – это товарные знаки, фирменные наименования, кроме этого, к ним относятся также географические указания, наименования мест происхождения товаров и коммерческие обозначения. Все это и не только является объектами интеллектуальной собственности. Интеллектуальные права – это совокупность имущественных (исключительных) прав на такие объекты, личных неимущественных прав и иных прав.

    — Если говорить проще, не юридическим языком, то песня – это собственность её авторов. И много этих авторов или есть какой-то основной?

    — Все немного сложнее. Песня является объектом авторских и смежных прав. Объектом авторского права является произведение, то есть в данном случае музыка и текст. Объектами смежных прав являются andnbsp;исполнение как песни, так и музыки и фонограмма. Здесь нет главных или не главных, каждый из этих объектов имеет своего правообладателя. При этом каждый из них может передать исключительные права на его объект другому лицу, таким образом исключительные права на песню могут аккумулироваться у кого-то одного.

    — Ого, как-то даже очень сложно. И как же собственникам произведения себя защищать?

    — Главное, позаботиться о документах, которыми подтверждается наличие исключительных прав у правообладателей. На практике тем же телеканалам или продакшн-компаниям, желающим использовать вашу песню в сериале, в рекламном ролике и так далее, гораздо проще работать с теми, кто в одном лице обладает всеми авторскими и смежными правами на песню. Это возможно в двух случаях: если автор действительно все сделал сам, от музыки и текста до сведения и мастеринга, и сам же является исполнителем, или же если он получил права от всех правообладателей (авторов, исполнителей, производителей фонограмм), заключив договоры о передаче прав ему.

    — А если автор вдруг обнаружил, что его права всё-таки нарушили: использовали песню без разрешения или еще хуже присвоили авторство себе, что делать? Какое вообще есть наказание за нарушение интеллектуального права?

    — Законодательством РФ предусмотрена уголовная, административная и гражданская ответственность за нарушение исключительных прав. Здесь, конечно, есть зависимость от того, с каким объектом мы имеем дело. Например, разным будет размер штрафа за использование объектов авторских и смежных прав и за нарушение прав на товарные знаки, если мы говорим об административной ответственности. Если мы говорим о гражданской ответственности, то есть определенные требования, которые можно заявить нарушителю, и это тоже зависит непосредственно от нарушения, с которым мы имеем дело. По-разному это может проявляться, например, кто-то может отрицать ваше право и считать себя автором этого произведения, хотя он таковым не является. Здесь будет определенный набор требований, которые вы можете предъявить, например, подать иск о признании права. Либо ваше произведение размещено в интернете, в этом случае, как минимум, нарушается право на доведение до всеобщего сведения. Большинство из вас захочет, чтобы ваше произведение было удалено с такого источника, и плюс получить денежную компенсацию за незаконное использование. Это уже другой набор требований. В целом, конечно, людей интересует andnbsp;коммерческая составляющая в части нарушения прав, как правообладателей, так и нарушителей: andnbsp;можно заявить требование о возмещении убытков за нарушение исключительных прав или о выплате компенсации. Законодательство выделяет ряд способов расчета подобной компенсации. Самый популярный из них, это требование конкретной суммы в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей. Но истцу необходимо обосновать заявленную сумму, если она составляет больше десяти тысяч рублей, то есть доказать соразмерность заявленной суммы допущенному нарушению.

    — Есть ли у интеллектуального права срок давности?

    — В данном случае говорить о сроке давности, наверное, некорректно. Здесь имеет место вопрос о сроке охраны прав. Он разнится в зависимости от объекта, с которым мы имеем дело. Например, если говорить о произведении (музыка/текст песни), срок охраны права на него составляет всю жизнь автора и 70 лет после его смерти. Но есть случаи, когда этот срок может быть продлен. Более того, законодательством предусмотрены положения о том, как считать срок, если произведение было опубликовано анонимно и у нас нет информации: кто является автором, когда он умер и с чего начинать отсчет этих 70 лет. Если говорить про личные неимущественные права, например, право на имя, то эти права бессрочны. Исключительное право на фонограммы действует в течение 50 лет с года записи. Срок охраны изобретения составляет 20 лет с даты подачи заявки на выдачу патента.

    — А есть какой-нибудь свод законов, где расписаны основные нормы интеллектуального права, куда в первую очередь авторам стоит заглянуть, чтобы предусмотреть свою защищенность?

    — Интеллектуальному праву посвящена IV глава Гражданского кодекса РФ, есть и ряд других законодательных актов, которые регулируют отдельные аспекты. Кроме того, основы и нормы интеллектуального права есть в международных соглашениях и договорах.

    — Этот момент особенно интересен! Вот что делать, если произведение международное, например, слова русские, а музыка иностранная, и авторы договориться не могут, или иностранный певец исполняет песню российского автора без согласия последнего, в рамках чьего правового поля спор будут рассматривать, и вообще, насколько интеллектуальное право в России совпадает с международными нормами?

    — Российская Федерация является участником нескольких международных договоров, конвенций, посвященных интеллектуальному праву. Продолжая разговор о произведениях, важно уточнить, что существует Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 года, и наша страна является её участником, как и большинство стран мира. Эта конвенция устанавливает минимальный уровень охраны прав, основные принципы, которым должно соответствоватьandnbsp;законодательство стран-участниц. Например, одним из основных принципов упомянутой Конвенции является принцип национального режима. Это значит, что произведение, автор которого является гражданином государства-участника, или произведения, которые впервые были опубликованы на территории такого государства, должны пользоваться в других странах-участницах таким же объемом охраны, какой эти страны предоставляют для своих граждан. Например, гражданин Казахстана является автором произведения, он получает на нашей территории такой же объем авторских прав, какой есть у наших граждан-авторов на территории РФ, поскольку и Казахстан, и РФ присоединены к Бернской Конвенции. Ещё один важный принцип Бернской конвенции – принцип автоматической охраны авторского права. Он означает, что не требуется соблюдения никаких формальностей, чтобы это право возникло. Презумпция авторского права значит следующее: если на обложке произведения вы указаны в качестве автора, вы и будете им считаться, пока не доказано иное. Также в Бернской конвенции указано, что срок охраны авторских прав длится всю жизнь автора и продолжается 50 лет после его смерти. Это минимальный уровень охраны. Как я говорила ранее, у нас в России он даже больше, мы предоставили больший объем охраны. А вот к кому апеллировать при международном споре по авторскому праву, вопрос очень широкий, и зависит от многих факторов. Например, между сторонами могут быть заключены договоры, а в них предусмотрено применимое право, то есть уже указано, какими нормами регулируются правоотношения сторон. Кроме того, нам также нужно проверить, является ли та или иная страна andnbsp;участником международных соглашений и каких. В общем, здесь огромное значение имеет множество частностей, которые будут учитывать юристы при формировании иска.

    — Сейчас очень трендово исполнять каверы. Насколько это «опасная дорожка» для музыкантов в плане нарушения авторских прав авторов? Как обойтись при исполнении каверов без «каверзов»?

    — Это очень сложный вопрос. Как показывает мой опыт, люди по-разному понимают значение слова «кавер». Для кого-то это произведение, которое как-то было видоизменено, например, быстрая песня превратилась в более мелодичную. А для кого-то это просто новое исполнение, а музыка и текст остались теми же самыми, изменился лишь артист. В нашем законодательстве понятия «кавера» нет. Выражаясь поверхностно, если имело место изменение музыки, ее темпа, то на лицо переработка. В таком случае мы можем говорить о создании производного произведения, и новые авторы должны будут получать согласие от авторов оригинального произведения на его переработку.andnbsp; Если имела место замена исполнителя, то тут все зависит от того, каким образом произведение исполнялось: это было публичное исполнение или запись фонограммы с размещением в сети Интернет. От этого зависит дальнейший andnbsp;алгоритм действий. Например, публичное исполнение музыкальных произведений andnbsp;относится к способам свободного использования произведения, но с выплатой вознаграждения автору. Если речь идет о новой записи с размещением andnbsp;в сети «Интернет», то нужно получать согласие авторов на такое использование.andnbsp;

    — Вы сказали, как показывает Ваш опыт. А можете поподробнее рассказать про свой профессиональный опыт, какие кейсы были особенно интересными или необычными?

    — Интересных кейсов много, не все доходят до суда, что-то решаем в досудебном порядке. В части музыки бурное обсуждение слушателей всегда вызывает дело о защите исключительных прав на произведение и фонограммы, которые содержали нецензурную лексику. Суд тогда отказал нам в защите прав, сославшись на законодательство об административных правонарушениях в гражданском споре. Мы, естественно, его обжаловали, поскольку произведения, независимо от их достоинства и назначения, являются объектами авторских прав. В результате решение первой инстанции было отменено, авторы получили компенсацию за использование этих произведений. Предметом своей гордости считаю дело по защите прав на персонажа и товарные знаки «Свинка Пеппа». Суть кейса в то, что на двух сайтах были размещены контрафактные товары с использованием популярного названия и изображений персонажа. Такое использование осуществлялось без согласия правообладателя. Первоначально мы направили обращение к хостинг-провайдеру этих сайтов с претензией ограничить доступ к данным товарам и к этим ссылкам. Согласно российскому законодательству, хостинг-провайдеры являются информационными посредниками и, в случае получения подобных обращений от обладателей исключительных прав, должны соответствующем образом отреагировать. Но провайдер проигнорировал наше обращение. Это и стало предметом для обращения с иском в суд. Мы выиграли дело и даже взыскали компенсацию с информационного посредника в размере 300 тысяч рублей.

    — А если намечается тяжба между популярным каналом и малоизвестным автором, например, за несогласованное использование его песни, каковы шансы последнего устоять в суде перед гигантом?

    — Я бы не стала проводить прямую параллель между исходом дела и статусом лиц, которые принимают в нем участие. Все зависит от фактических обстоятельств дела, от документов и доказательств, имеющихся у сторон. К слову, это неправда, что известные телеканалы всегда выигрывают у малоизвестных авторов. Судебная практика говорит нам об ином. Есть кейсы, когда каналы проигрывают. Может создаваться иное впечатление, потому что серьезные каналы являются профессиональными игроками рынка, в их штате есть юристы, которые, вероятно, заранее заботятся о соблюдении всех норм и требований и работают на предупреждение подобных правонарушений.andnbsp;Если вы заранее позаботились о документах, но ваши права нарушены или известным артистом, или каналом, у вас есть все шансы добиться справедливости в судебном порядке.

    — Екатерина, какие предостережения или даже наставления Вы бы дали начинающему артисту, автору песен?

    — Всегда заботьтесь о чистоте ваших прав. Если работаете с командой авторов, иными лицами, которые являются правообладателями, то заключайте договоры и прописывайте условия, которые соответствуют не только вашим обоюдным интересам, но и законодательству РФ. Часто творческие люди, и на самом деле не только они, полагаются на устные договоренности или дружеские отношения, а позже наступают разногласия. Если изначально не было подписанного договора, то уже сложнее доказать свою правоту. Обеспечьте себя документам, подтверждающими, что автор именно вы. Для этого можно обратиться за нотариальным заверением к нотариусу. Кто-то прибегает к депонированию, кто-то сохраняет в облачном хранилище свои треки, где также есть информация о дате и об авторе, которая не может быть изменена. В случае нарушения ваших прав вам необходимо будет доказать наличие у вас прав и факт нарушения. Второй совет по очереди, но не по значению, изучайте и знайте свои права и требования, которые можете предъявить в случае их нарушения. Очень часто сталкиваюсь с тем, что авторы произведений, артисты и иные лица не всегда понимают, что их права нарушены. Когда понимание есть, то базовые знания помогут определиться с тем, что необходимо сделать (а иногда, чего делать не нужно), чтобы отстоять свои права. Но в таких случаях лучше обращаться к профессионалам своего дела – юристам, специализирующимся в этой сфере, как минимум, за консультацией, а в дальнейшем возможно и за претензионно-судебной защитой ваших прав.

    Источник новости: https://amur.info/2023/04/26/moskovskij-yurist-ekaterina-kalinicheva-rasskazala-amurskim-muzykantam-i-ispolnitelyam-kak-zashhitit-svoi-prava-na-tvorchestvo/

Популярная новость
16 апреля в Амурском областном краеведческом музее и Выставочном зале в рамках Международного фестиваля «Арт Пространство Амур» состоится торжественное открытие выставок
15.04.2024 12:01 308

подробней »

Скрипт выполнялся 0.0926 сек.