Суббота, 04 Мая 2024
 
Архив новостей
2024
Май  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Счётчики
Яндекс.Метрика
Партнёры
  • Дорогой скорби: покойных амурчан возят за сотни километров, чтобы доказать факт их смерти
    20.12.2016 12:20 1123

    Отвезти умершего родственника за несколько сотен километров, чтобы получить справку о смерти – эта процедура стала обыденностью для жителей некоторых населенных пунктов Амурской области. В отдаленных районах, отрезанных от земли «большой водой», это становится настоящим мучением для людей. Амур.инфо выясняло, почему врачи на местах не констатируют смерть и почему перевозка тела ложится на плечи родственников.

    В поселке Ивановский Мазановского района проживает чуть более 500 человек. Сам поселок отрезан от Большой земли Селемджой. Моста через реку нет.

    «Мне сказали – если не отвезёте брата в Свободный к патологоанатому и похороните без вскрытия, мы его обратно выкопаем», – рассказывает жительница Ивановского Альбина Мелоенко.

    Летом 2012 года у женщины умер брат на сенокосе. Остановилось сердце.

    «Матери сказали про брата, и мать сразу умерла, не выдержала. Но мать я не повезла – мы машину не нашли. Нам на брата и справка о смерти не нужна была – он одинокий, без детей. Но нам не дали его хоронить. Мы позвонили в больницу, а там нам врач говорит: "Нет, везите! Иначе выкопаем тело". А такая жара была. Мы на матрас его положили. Нельзя даже одевать чистую одежду – в чем помер, в том и везти. До Свободного от нас 200 километров. Через Селемджу паром ходит. Туда успели переправиться. В Свободном быстро освидетельствовали. А назад они на паром не успели и на той стороне ночевали в машине с покойником. Когда привезли его сюда, запах такой шел, что невозможно было подойти близко!» – вспоминает Альбина Мелоенко.

    По словам местных жителей, еще пять лет назад такой проблемы в поселке не существовало. Если случай был некриминальный, то местный врач констатировал смерть. На криминальные трупы приезжал врач-эксперт.

    «Понимаете, до абсурда доходит! У нас в поселке девочка-инвалид умерла. Мы ее и не видели, она с детства лежачая была. Мать за ней ухаживала почти 8 лет. И тоже заставили везти тело в Свободный. Ну зачем везти ребенка? Представляете, какое это горе для матери, и еще туда-сюда возить заставляют?! Знаете, как у нас люди в поселке говорят? Чувствуешь, что помрешь, лучше уйти в тайгу и там помереть. Хоть родным не надо беспокоиться, возить», – возмущается Альбина Вениаминовна.

    До 2015 года жители поселка Ивановский переправлялись через Селемджу на грузовом пароме. Однако прокуратура провела проверку и запретила перевозить на нем людей. Только автомобили.

    «До чего страшно! Вот паром идет, а мы рядом на лодке. А река горная, на лодке страшно! Там никакой жилет не спасет. А зимой автобусов нет», – делится общей бедой Галина Аксенова.

    Вопрос транспортной доступности жители Ивановского неоднократно поднимали перед областными властями. Но проблема до сих пор не решена.

    «Гробы у нас делать некому. Обматываем тело скотчем и везем. Хорошо еще зимой – по ледовой дороге. И то машина около 10 тысяч рублей стоит. А в межсезонье вообще никак не выбраться», – поясняет Галина Петровна.

    В межсезонье, осенью, умер родной брат Светланы Мухомодеевой. Сама женщина давно переселилась в Благовещенск. В Ивановском жил ее брат. Однажды его нашли мертвым в своем доме. В администрации поселка Светлане Николаевне сказали, что справку о смерти ей выдадут только после того, как будет проведена судмедэкспертиза в Свободном. Но туда тело она должна доставить сама.

    «Мне об этом сообщил по телефону участковый. Я говорю: давайте мы напишем отказ. Нет, так не положено – нам сказали. А время было межсезонье. Паром уже не ходил, по реке шла шуга, на лодке не проехать, и зимней дороги еще не было. Мне перезванивают с местной администрации и настаивают: везите брата в Свободный, иначе мы здесь его закопаем, как бомжа. Я говорю: как я перевезу брата? А мне говорят: берите саночки, кладите тело на саночки, и там в одном месте есть участок речки подмерзший, и вот там перевезете; а на той стороне есть машина, – вспоминает разговор с участковым Светлана Николаевна. – Я так поняла – там целый налаженный бизнес. Есть водитель с машиной, он за отдельную плату подъезжает и забирает покойника в Свободный. Мне участковый даже предлагал телефон того водителя. А еще надо заехать, мне говорят, в отделение полиции в Угловое, чтобы там отметиться. Представляете? Я с покойником должна по деревням ездить!»

    Светлана Николаевна сказала местному участковому, что если ее брата не доставят в Свободный, то она напишет заявление в областную прокуратуру. В итоге тело все-таки отвезли.

    «Я не знаю, кто занимался перевозкой. Там, в Свободном, мы брата и похоронили, – рассказывает Светлана Мухомодеева. – Я потом спрашиваю у местных – а как вы возите? Мне говорят: так и возим. Умер ребенок – в простынь завернули и повезли. Я говорю – это же дикость! Почему вы молчите?»

    Как сообщили корреспонденту Амур.инфо в областном управлении МВД, обязанность по перевозке «криминальных» трупов возложена на районные администрации. Уже они заключают договоры с местными перевозчиками.

    Глава Мазановского района Михаил Пивень пояснил корреспонденту Амур.инфо, что раньшев районе был и собственный морг, и патологоанатом. Но со временем морг закрыли. «А заставлять возить всех умерших в Свободный стали после того, как у нас в Красноярово пришла в полицию девушка и созналась, что задушила свою бабушку. А бабушку похоронили спокойно, смерть констатировала местный фельдшер, ничего криминального не заподозрила. Вот с тех пор прокуратура и сказала нам, чтобы все тела отправляли на вскрытие. Надо все-таки сделать, чтобы минздрав уполномочил местных врачей проводить медосвидетельствование. Или составил перечень тех, кого возить не надо. Например, людей с онкологией или человеку 90 лет. Надо, чтобы минздрав наш потрудился в этом направлении. Мы из бюджета оплачиваем тех, у кого родственников нет. 6-7 тысяч стоит в среднем отвезти труп с других сел. А с Ивановского будет 10 тысяч рублей минимум. Надо разрешить на месте врачам констатировать смерть. А отвозить только криминальные трупы. Вот такой выход на мой взгляд».

    Сейчас по всей Амурской области только в семи больницах есть патологоанатомы. Согласно приказу областного минздрава, за каждой такой больницей закреплены несколько районов. Так, Благовещенск обслуживает Благовещенский, Константиновский, Ивановский и Тамбовский районы. А, к примеру, за паталогоанатомом в Свободном числятся Свободненский, Мазановский, Шимановский и Селемджинский районы.

    «У нас в Зейском районе в поселке Горный есть женщина. У нее брат умер, и им до сих пор справку не дали. Уже и похоронили его давно, а справку не дают, потому что не было медосвидетельствования», – рассказала корреспонденту Амур.инфо депутат Зейского районного совета Ольга Черкашина.

    Поселки Горный, Хвойный, Бомнак и Верхнезейск находятся за Зейским водохранилищем. Добраться до них можно только по морю. Летом на лодке, зимой – по дороге, так называемому зимнику.

    «У нас в поселке живет более 1 000 человек. Еще лет пять назад у нас такой проблемы не было. Умер человек, приехал врач, зафиксировал смерть и все, – продолжает Ольга Черкашина. – А сейчас всех заставляют возить покойников в Зею к патологоанатому. В зимнее время по водохранилищу едут. А летом для людей проблемно – берут лодку, везут по морю до Снежногорска. Это 60 километров. Оттуда еще 105 километров до Зеи. Гробы-то у нас делать некому. Везут тело в ящике, просто сбили ящик и повезли. А как еще? Я ничему уже не удивляюсь».

    В администрации Зейского района признают, что эта проблема стоит очень остро. «Главное, что у нас один патологоанатом на два района, – говорит глава района Андрей Ложечкин. – Этот вопрос мы поднимаем постоянно. Мы стараемся доставлять врачей в населенные пункты. Были случаи, что мы врача и на самолете отправляли. Когда к нам обращаются родственники, мы стараемся помочь. Но и полиция, если это криминальный труп, должна закладывать средства и заключать договоры с той же санавиацией».

    Санавиация в свое время была спасением, когда нужно было добраться до отдаленных районов, вспоминает главный внештатный патологоанатом при минздраве Амурской области Михаил Сатуров. «Я сам отработал патологоанатомом в Зее девять лет. Раньше было проще с финансированием. Раньше у меня возникает случай смерти, тут же звонишь на санавиацию и вылетаешь. Но уже лет 10 есть перебои с санавиацией. Если нет возможности выехать патологоанатому, то раньше допускалось, что просто врач проводит освидетельствование. Сейчас это запрещено категорически», – поясняет Михаил Сатуров.

    При этом, по словам Михаила Рюриковича, врачам-патологоанатомам добавили дополнительные районы, а доплаты за эти районы почти нет. Когда врачи могут, они выезжают. Но не всегда есть такая возможность. «Здесь нужно решать вопрос финансирования. В том числе и санавиации. Мы будем собираться с силовыми ведомствами и будем решать проблему», – добавляет Михаил Сатуров.

    «Мы когда занялись этим вопросом, то ужаснулись просто, – признается сопредседатель регионального штаба отделения Общероссийского народного фронта в Амурской области Жаккелина Орлова.

    Несколько обращений, в том числе и коллективных, поступило в амурское отделение ОНФ от жителей отдаленных районов. Общественники написали официальное обращение в областное министерство здравоохранения. В ответ, как утверждают в ОНФ, получили формальные отписки.

    «Мы как общественная организация обратились в органы прокуратуры, потому что это вопросы защиты прав граждан, в минздрав, к главам района. Нам все говорят, что вопрос находится в стадии решения, когда эта стадия закончится, неизвестно», – говорит Жаккелина Орлова.

    Месяц назад областные власти сообщили, что проблема с перевозкой усопших может решиться двумя способами: увеличением заявки от области на подготовку патологоанатомов и судмедэкспертов и разрешением медикам на местах констатировать некриминальные смерти. Но пока никаких официальных решений этой проблемы нет.

    Тем временем Галине Аксеновой в поселке Ивановский местный врач уже сообщила, что эта нелегкая процедура предстоит и ей.

    «У меня живет брат-инвалид лежачий, я ухаживаю за ним. Вот приходит ко мне врач, проверила его и говорит: "Галина Петровна, я потому к вам хожу, чтобы вам потом его не везти в Свободный. Вы же не сможете его отвезти?" Я говорю: "Конечно же, нет, я одна". А потом приходит ко мне второй раз и говорит: "Вышло указание, что теперь всех до 80 лет надо возить на освидетельствование в Свободный. Так что вы готовьтесь, вам нужно будет его везти". Вот такие у нас дела», – вздыхает Галина Аксенова.

    Источник новости: http://www.amur.info/news/2016/12/20/119316

Популярная новость
Сладкий «залп» подготовили для амурских бойцов юные благовещенцы
30.04.2024 17:10 295

На фронт отправят 333 пряника

подробней »

Амурский областной краеведческий музей
Скрипт выполнялся 0.2107 сек.